Стоит театр по правую руку от Большого, симметрично Малому. Его здание, выстроенное в 1821 году по проекту архитектора Шестакова генерал-майром Полторацким для балов и маскарадов, потом сдавалось владельцами различным частным антрепризам, а одно время тут даже выступал Императорский новый театр, в котором шли спектакли с молодежным составом Малого и Большого театров. В общем, здесь побывало немало разных исторических личностей, включая великого драматурга Александра Островского.
Наконец в 1936 году сюда навсегда переехал московский театр для детей под руководством Натальи Сац, созданный ею в 1921 году. Юные зрители приходили на спектакли целыми пионерскими отрядами и благодарили партию и правительство за свое счастливое детства. На фасаде театра красовалось огромное панно с изображением товарища Сталина с девочкой на руках...
Но это не спасло главного режиссера Наталью Сац. В 1937 году она была репрессирована как жена врага народа.
И все-таки первому в мире детскому театру было положено начало, сюда стали приходить лучшие драматурги и писатели: Евгений Шварц, Валентин Катаев, Сергей Михалков, Виктор Розов, Александр Хмелик... А в начале 50-х годов здесь появилась Мария Кнебель - сначала в качестве режиссера, а впоследствии - художественного руководителя театра. Театралы до сих пор с придыханием произносят это имя. Поскольку именно благодаря Кнебель, ученице Михаила Чехова, режиссеры и артисты смогли познакомиться с театральной системой, которую он проповедовал в своей студии, а потом реализовал с американскими артистами в США. Это она, Мария Осиповна, привела в театр Олега Ефремова и Анатолия Эфроса, позднее проработавшего здесь 11 лет. Это она благословила Алексея Бородина стать художественным руководителем театра и повести его дальше. Потому что знала: только по-настоящему интеллигентный, чуткий и добрый художник сможет создать такую атмосферу в коллективе, когда артисты с равным удовольствием будут играть сказочных зверюшек, гномиков и попугайчиков, а в серьезной классике - героев Шекспира, Гюго, Пушкина, Островского.
Самое удивительное - и по сей день в этом театре отсутствует "звездная болезнь". Не потому, что здесь нет хороших артистов или детский репертуар не позволяет исполнителям взлететь высоко. Просто они в первую очередь думают о художественной цельности спектакля, а не о том, какое впечатление производят на юных зрителей, которых, впрочем, на мякине не проведешь. Поверьте, держать внимание тинэйджеров в течение 2-3 часов - дело непростое, и потом они требуют, чтобы с ними артисты разговаривали на их "языке". Вот почему Алексей Бородин так охотно предоставляет сцену молодым режиссерам: Александру Пономареву, Николаю Рощину, Нине Чусовой, Александру Огареву. Все они - его бывшие студенты, а потому часто бывает так, что дипломные спектакли переносятся на профессиональную сцену. Большим приобретением для театра стала учебная постановка "Шинель" по Гоголю.
Казалось бы, странно, что в юбилейном сезоне наряду с по-настоящему детскими спектаклями "Король-олень", "Золушка", "Алиса в Стране чудес" в репертуарной афише значатся "Стеклянный зверинец" Теннесси Уильямса, "Пролетая над гнездом кукушки" Кена Элтона Кизи или "Азазель" по Борису Акунину. Но дело в том, что зрители, приходя в этот театр детьми, потом уже ходят сюда постоянно и "вырастают" вместе с ним - от понятных и простых спектаклей - к более сложным.