Главная Культура Афиша 00:09 12 Октября 2018 7595
Музыка, гламур и банальности: смешать и долго взбалтывать

В прокат выходит картина Кирилла Плетнева «Без меня»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Кадр из к/ф «Без меня». Фото: www.kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Без меня», который уже успел снискать скандальную репутацию. На недавно завершившемся фестивале дебютов «Движение» в конкурсе участвовали семь картин. Шесть из них получили призы. Без наград осталась единственная лента — «Без меня». Режиссер Кирилл Плетнев по этому поводу в соцсетях обвинил фестиваль в тусовочности, а членов жюри, которые, дескать, не оценили по достоинству его кино, в ангажированности. Но, посмотрев «Без меня» на пресс-показе в Москве, вынужден заочно солидаризироваться отнюдь не с Плетневым, а с членами жюри.

Могу понять обиду известного актера (на его счету уже 80 ролей) и начинающего режиссера. Его предыдущая картина «Жги!», рассказывающая о голосистой тюремной надзирательнице, ставшей звездой песенного телешоу, попала в конкурс «Кинотавра», встретила там теплый прием зрителей, а актрису Ингу Оболдину увенчали призом за лучшую женскую роль.

Потом были другие фестивали и призы. Все сулило надежду, что в наше кино пришел режиссер, умеющий работать на стыке авторского и жанрового, зрительского кино. В своей новой картине Плетнев сделал резкий крен в сторону «чистого зрелища». В ней уже нет социальной тематики, намеков на коррупцию, беззаконие и прочие «свинцовые мерзости жизни». В центре сюжета — исключительно любовный треугольник: он, шикарная крашеная блондинка и прекрасная натуральная брюнетка.

Знойный красавчик Дима (Риналь Мухаметов) сначала страстно любил яркую, сумасбродную Киру (Полина Максимова). Потом нежно полюбил милую, пушистую Ксюшу (Любовь Аксенова). Потом в расцвете молодых лет внезапно заболел раком мозга и скоротечно скончался. Ни его страданий, ни похорон героини фильма, равно как и зрители, не увидят. Зато после смерти Димы обездоленным юным девам, тяжело переживающим утрату, от него регулярно станут приходить эсэмэски. Причем с такими деталями и подробностями, о которых могли знать только двое влюбленных.

Кто автор странных, как бы приходящих с того света сообщений? Или Дима, паче чаяния, в присущей ему дурашливой манере всех разыграл и остался жив, а теперь потешается над соломенными вдовами? Обуреваемые надеждой, Кира и Ксюша, до того яростно ненавидевшие друг дружку, на шикарном автомобиле верного Диминого товарища (его играет сам Кирилл Плетнев) отправляются в путешествие к морю, куда настойчивыми эсэмэсками велит им держать путь главный мужчина их жизни...

Замечу сразу: завязка фильма (сценарий Дарьи Грацевич) не блещет новизной. Еще полвека назад (тогда Кирилла Плетнева и на свете не было) вышел классический ныне советский фильм «Нежность», в котором была использована одноименная новелла Анри Барбюса. В ней женщина, которая была намного старше своего избранника, на пике их отношений сознательно и тихо ушла из жизни, чтобы не портить молодому человеку будущность. Благодаря ее друзьям, сумевшим сохранить тайну, молодому герою, который, разумеется, со временем заново влюбился, женился, на протяжении 20 лет приходили от былой возлюбленной письма, полные нежности и заботы.

С тех давних пор подобный сюжетный мотив стал, увы, общим местом, он неоднократно тиражировался в кино. В том числе в очередной раз был реанимирован в недавнем голливудском фильме «P.S. Я люб-лю тебя» с Хилари Суэнк и Джерардом Батлером. Там смертельно больной муж тоже оставлял жене послания, которые она начала получать после его смерти. Потому мне показался странным энтузиазм Кирилла Плетнева, который, прочитав сценарий Дарьи Грацевич (первоначально он назывался «Неидеальные»), отложил все в сторону и с головой ушел в далеко не идеальный, изрядно истоптанный чужими подошвами сюжет.

Но старые мехи можно наполнить молодым вином, возразит мне поклонник фильма. Увы, с вливанием молодого игристого в тронутую плесенью бочку получилось не очень. Совместная поездка героинь на море, их постепенное узнавание друг друга и себя, преодоление вражды и фобий — все, что могло оправдать банальность сюжетного зачина, обернулось по ходу картины сюжетными натяжками, неправдоподобными происшествиями, якобы случайными совпадениями. А в итоге — житейской, психологической, художественной неправдой.

А разгадка таинственных эсэмэсок оказалась столь вопиюще надуманной (не имею права рассекречивать главную интригу), что в финале, который утопает в разливанном море музыки и гламура, остается только сокрушенно развести руками. Место искусственным мелодраматическим страстям и банальным прописям (типа «несмотря на боль утраты, надо жить дальше») — в утреннем телеэфире для домохозяек. А отнюдь не на фестивальном экране, где все-таки принято показывать кино, имеющее отношение к живой жизни и к искусству, а не к изрядно взбитой сериальной пене.

Что касается прокатных перспектив фильма, то он выходит на экраны внушительным тиражом под 800 копий. Захочет ли молодая публика смотреть ленту с вторичным сюжетом, невразумительным актерскими работами и вялым, незапоминающимся названием «Без меня»? Вопрос. Название «Неидеальные» для столь неидеального фильма было бы и то лучшим выбором.

Голос

Кирилл Плетнев, режиссер

— Я прекрасно оцениваю свою работу. Мне кажется, получилось замечательное кино, очень зрительское. Таких фильмов в нашей стране еще не было. Те, кто любит какие-то западные картины, наверняка видели такие фильмы, как «Дневник памяти», «Виноваты звезды». То есть мелодрамы с горько-сладким после-вкусием. Наша картина, скажем так, с этой полки.

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4726
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3259
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 2800
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2142
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1383
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 649
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 515
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?