Раиса ИЕЗУИТОВА, доктор филологических наук, заместитель директора по научной работе Всероссийского музея А. С. Пушкина на Мойке,12, заслуженный деятель науки, автор нескольких книг о поэте:
- Впечатления очень грустные. Прежде всего бросается в глаза беспомощность сценария, изобилующего фактическими ошибками. За основу взяты воспоминания Константина Данзаса, лицейского друга и секунданта поэта. При этом в диалогах, монологах, репликах героев использованы фразы из писем и воспоминаний других людей. Зачем? Получилась какая-то сборная солянка, совершенно неприемлемая в тех случаях, когда речь идет о реальном человеке, о национальном достоянии России. Возьмите, например, эпизод, когда Пушкин дарит своей жене ожерелье, а потом оказывается, что он это ожерелье заложил, его выкупил Геккерен, который шантажирует этим Наталью Николаевну. Да не было ничего подобного! Даже намека на это ни в одном документе той эпохи нет. Нелепа линия взаимоотношений с царем. Известный пушкиновед Павел Щеголев считал Николая I врагом поэта. Возможно, это тоже было, что называется, перебором. Но друзьями они точно не были. В фильме же Наталья Бондарчук показывает императора мягкотелым человеком, попавшим под сильное влияние Пушкина, чуть ли не слушающимся его во всем. Поэт его даже отчитывает время от времени! Это якобы вызывает зависть придворных, и потому они интригуют против него. Ерунда! Во-первых, это выказывает полное незнание авторами "Последней дуэли" этики того времени. Во-вторых, не было никакого "заговора националистов-шпионов", на который намекают авторы. Да, Пушкина придворная знать не любила, но изучать эту нелюбовь с националистических позиций - полный, извините, бред. И абсолютное незнание темы.
А внешность и манеры Пушкина в трактовке Сергея Безрукова? Поэт не был красавцем. Однако не был и таким слащавым, суетливым человечком с совершенно безобразными бакенбардами.
Ольга МУРАВЬЕВА, старший научный сотрудник отдела пушкиноведения Института русской литературы (Пушкинский дом), кандидат филологических наук:
- Фильм чудовищен в своей исторической неправде, в эстетических извращениях, в подборе актеров на роли. Неужели у нас не осталось интеллигентных исполнителей с благородными чертами лица и благородством во взгляде? Эта мысль приходит на ум, когда видишь на экране в "Последней дуэли", например, Лермонтова. Какой-то, извините, грубый неотесанный мужик. Между тем Михаил Юрьевич был, как известно, очень красив лицом, "голубых кровей". По фильму он чуть ли не на коленках на некоем светском балу впервые в жизни берется за перо и сразу выдает шедевр - "На смерть поэта". Откуда авторы взяли это? Зачем извращать и домысливать хорошо известные факты? Суетливы, истеричны, так и хочется сказать, бездарны исполнители и многих других ролей. Да и Безрукова тоже очень хочется спросить: а вы, Сергей, хоть что-нибудь прочитали в своей жизни о Пушкине?
Да и вообще такое ощущение, что авторы фильма не потрудились проштудировать материалы о той эпохе. Например, Наталья Николаевна не могла сказать царю во время совместного танца, что с мужем не танцует из-за его маленького роста. Мол, тот стесняется. Но дело в том, что супруги не танцевали и даже рядом не сидели тогда на балах, это считалось неэтичным. Даже царь приглашал всегда любую другую даму, но только не царицу! Мужчины после 35 лет не танцевали по той же причине - этической. Танцы на балах были уделом молодежи.
А выставить Пушкина как истеричного, постоянно сексуально озабоченного самца? Вспомните сцену в карете, когда он буквально лезет жене под юбку. Это представляется совершенно невозможным, зная о поэте, который был дворянином, уважающим себя отцом большого семейства.
В сцене смерти поэта рядом с ним один Данзас. А на самом деле - все друзья были рядом. И не кричал он истошно, а только стонал, несмотря на нестерпимую боль, боясь потревожить жену и детей, находящихся за стеной. Он был очень мужественным человеком! И Жуковский не подставлял его под пулю, а, наоборот, спасал от царского гнева, когда Александр Сергеевич хотел уйти в отставку. Ну а пьяный князь Вяземский, встречающий, едва стоя на ногах, пришедшего к нему с официальным визитом Дубельта, - это уже не знаю как и назвать...