Главная Работа Люди 00:05 13 Марта 2020 8170
Посадка на краю катастрофы

Авиадиспетчер Алексей Плитин спас город от взрывов, а пять самолетов - от катастрофы. После чего вынужден был сменить место работы

Вера Михайлова
Фото из открытых источников.

Весь мир знает про случившееся в августе 2019 года под Москвой «чудо на кукурузном поле», когда экипаж терпящего при взлете бедствие лайнера А-321 «Уральских авиалиний» сумел посадить самолет на брюхо и спасти всех пассажиров. Пилоты сразу же, по горячим следам той посадки, получили звезды Героев, были награждены и остальные члены экипажа. А годом ранее в приполярном Усинске молодой авиадиспетчер спас город от падения на него четырех перехватчиков МиГ-31 с полным боекомплектом, а пассажирский боинг — от катастрофы на посадочной полосе...

Но известно о той усинской истории стало только теперь, после разбора полетов, когда главный герой вместо заслуженной правительственной награды был вынужден сменить работу. «Труд» решил восстановить справедливость и рассказать об Алексее Плитине и его необыкновенной выдержке.

В обычные дни аэропорт Усинска, города на севере Республики Коми, принимает от силы три борта в день. Жизнь здесь протекает размеренно и предсказуемо. И когда 15 ноября 2018 года готовился к посадке «Боинг-735» авиакомпании «ЮТ Эйр» со 105 пассажирами на борту, никаких неожиданностей не предвиделось. Но только командир боинга отчитался, что произвел посадку, и сообщил диспетчеру, что из-за изморози на полосе проскочил рулежную дорожку, как события (и самолеты!) посыпались одно за другим.

Как позже выяснилось, в этот день четыре военных МиГа выполняли тренировочные полеты и должны были вернуться к себе на базу, на военный аэродром под Воркутой. Но над взлетно-посадочной полосой навис такой густой туман, что военные летчики, сделав несколько попыток, так и не смогли приземлиться. И их отправили на вынужденную посадку на ближайший гражданский аэродром. Но диспетчера об этом никто не предупредил. Такой вот приготовили сюрприз...

Когда первый из истребителей-перехватчиков связался с «вышкой» и запросил посадку, для 25-летнего Алексея Плитина, проработавшего к тому времени авиадиспетчером всего три года, это стало полной неожиданностью. Он попросил пилота уйти на второй круг и подождать, пока гражданский лайнер не развернется и не освободит полосу. И не успел получить подтверждение, как услышал запрос от второго МиГа: «Это борт 41832, курсом 200, эшелон 060 занял. Под ваше управление с посадкой. Уйти на второй круг возможности нету».

Оказалось, военные самолеты дотянули до Усинска буквально на парах керосина. В любой момент двигатели могли заглохнуть, и тогда истребители вместе с подвесными боеприпасами рухнули бы или на город, или на ту же посадочную полосу, на которую они пытались сесть. Летчики при этом могли бы катапультироваться, но отсутствие жертв на земле гарантировать было невозможно.

По действующим авиационным правилам Алексей Плитин не мог, не имел права разрешать посадку на полосу, пока она занята лайнером. Но боинг с пассажирами явно не успевал развернуться и добраться до ближайшей дорожки, а времени ждать в небе у МиГов уже не было. И авиадиспетчер принял единственно возможное решение. Он попросил пилота «ЮТ Эйр» довести самолет до конца полосы и остановиться там в кармане для разворота. И дал отмашку военным заходить на посадку.

Дальше ситуация только усложнилась. У приземлившихся МиГов, едва они докатились до кармана в конце полосы и встали за боингом, окончательно закончилось горючее и отключились двигатели. Они временно превратились в недвижимость и не могли даже убрать выпущенные при посадке тормозные парашюты. В этот момент на связь с диспетчером вышла еще одна пара перехватчиков — и тоже потребовала немедленной посадки, при этом одному из военных бортов керосина недоставало даже для того, чтобы зайти на полосу более удачным курсом.

Трудно сказать, что при такой сумятице в небе и на ВПП творилось в душе молодого авиадиспетчера. Однако, судя по записи переговоров, он ни на йоту не утратил собранности и невозмутимости. Плитин четко называл цифры и давал указания, а если сбивался, то тут же исправлял свою ошибку. Лишь один раз у него вырвалось крепкое словцо — когда МиГи заходили на посадку с минимальной дистанцией и пилоты, перебивая друг друга, отчитывались о выполненных маневрах.

Так же достойно в экстремальной ситуации повели себя и все пилоты. В коротких паузах между переговорами с «вышкой» они успевали поддерживать друг друга и даже подбадривать самого нервного из своих товарищей. Уверяли, что с его-то остатком топлива «хоть до Китая долететь можно».

Алексею Плитину удалось в течение 15 минут благополучно посадить все пять самолетов. Из которых четыре перехватчика МиГ-31 относились к тому типу летательных аппаратов, которых в аэропорту Усинска не принимали ни разу за всю свою историю.

Но поздравления в адрес авиадиспетчера Плитина с благополучным разрешением непростой и даже опасной ситуации прозвучали только в радиоэфире. После чего Алексей смог спокойно выдохнуть и отправить шестой по счету самолет, прибывший по расписанию, на второй круг — дожидаться, пока полоса наконец освободится. А потом начался разбор полетов и, как водится, поиск виновных в «без пяти минут ЧП». И, представьте, на эту роль поначалу определили Алексея Плитина. Участникам драматической истории пришлось приложить немало усилий, чтобы защитить справедливость и «отбить» авиадиспетчера от желающих его примерно наказать. В итоге Плитину удалось обойтись без больших последствий, но из аэропорта Усинска он все-таки уволился и сейчас работает по специальности в Сыктывкаре.

Когда в Сети появилась аудиозапись переговоров от 15 ноября 2018 года, один из завсегдатаев авиафорумов отыскал диспетчера, чтобы от коллег-авиаторов передать слова восхищения и бутылку коньяка. Выдержка не изменила герою и на этот раз. Алексей не стал раздавать комментарии или делиться пережитым. Только попросил передать своим крестникам-военлетам, чтобы те к нему больше никогда не прилетали. Не сваливались как снег на голову...

P.S. Авиагавань Усинска принадлежит к числу вполне соответствующих приему самых современных лайнеров, включая боинги и грузовики Ил-76: длина ВПП — более 2,5 тысячи метров. Но она не рассчитывалась на внезапный визит стаи боевых машин, если только этого не требовали форс-мажорные обстоятельства...

Отдыхать депутату Госдумы, в недавнем прошлом – главному строителю Москвы Владимиру Ресину некогда

Юрий Смирнов
Труд
По словам Владимира Иосифовича, ему сложно не работать. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Владимир Ресин на сегодняшний день остается самым опытным депутатом Государственной думы: на следующей неделе ему исполняется 88 лет. А он в строю, по-прежнему деятелен, полон планов и замыслов. Долгое время...

Финансист Финогенова рассказала, как правильно действовать, чтобы получить правильный расчет пенсии

Фото: Максим Константиновgloballookpress.com

Понять справедливость расчета пенсии при выходе на заслуженный отдых поможет выписка из лицевого счета в Социальном фонде России (СФР). Об этом рассказала профессор кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова Юлия...

Генерал-лейтенант внутренней службы Алексей Гиричев был назначен на должность в начале марта 2023 года

Фото из открытых источников

Президент России Владимир Путин освободил генерал-лейтенанта Алексея Гиричева от должности заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России. Соответствующий указ главы государства опубликован на интернет-портале правовых...

По данным журналистов, Олег Завгородний угодил прямиком с вечеринки в полицию

Олег Завгородний - второй справа. Фото с сайта ФТС

Начальник Главного управления тылового обеспечения Федеральной таможенной службы (ФТС) России, генерал-майор Олег Завгородний был уволен с занимаемой должности. Как сообщает РБК со ссылкой на пресс-службу ведомства, 6 февраля Завгородний написал...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?