03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВПЕРЕДИ ПАРОВОЗА И РЯДОМ С НИМ

Дубровин Игорь
Опубликовано 01:01 13 Мая 2000г.
Кронштадт. Когда-то здесь, в одной из его гаваней, великий изобретатель Попов испытал свое детище - небольшой радиоприемник, ставший "прадедушкой" современных средств связи. И как радовался Александр Степанович, когда 7 мая 1895 года ему удалось продемонстрировать свое изобретение на расстоянии... 600 метров.

С тех пор прошло более века. Радиосвязь давно уже стала практически безграничной. А вместе с ней до неузнаваемости изменились и другие виды связи, например телеграф или телефон. Причем в России они получили развитие в первую очередь благодаря железнодорожникам.
История показывает, что все новейшие достижения в области связи прежде всего внедрялись, как правило, на стальных магистралях. Как-то в одном из залов санкт-петербургского Центрального музея железнодорожного транспорта его директор Галина Закревская показала мне удивительные экспонаты - длинные стеклянные трубки с расположенными внутри остатками проводов. Это все, что осталось от первых линий связи, проложенных в земле вдоль Царскосельской железной дороги. Фактически это был первый телеграф, созданный по проекту академика Якоби.
Сотрудничество между телеграфом и "железкой" было настолько тесным, что до 1864 года "вся связь" империи подчинялась Главному управлению путей сообщения и публичных зданий. В его ведении была и телеграфная линия Санкт-Петербург - Варшава, считавшаяся в те времена самой протяженной в мире. И, конечно, самой современной, поскольку была оборудована лучшими на то время аппаратами Морзе и фирмы Сименс.
Но даже когда связистов вывели из-под опеки железнодорожного ведомства, все равно их новинки непременно появлялись там, где прокладывались рельсы и дымили паровозы. К сожалению, качество первых линий связи, укладываемых в землю, было плохим, и Якоби предложил сооружать "воздушки". Для этого потребовалось огромное количество столбов - по шестнадцать штук на версту. Их стали изготавливать из сосны (благо древесины в России хватало) и устанавливать вдоль земляного полотна магистралей - так и подвозить столбы было легче, и проще натягивать провода. Уже к 1903 году длина "воздушек" превысила полсотни тысяч километров.
Кстати, телеграфные столбы очень часто приходилось заменять, поскольку, зарытые в землю, они быстро сгнивали. Поэтому железнодорожники предложили нижнюю их часть изготавливать из кусков непригодных рельсов, которых на дороге было предостаточно. А уже к ним с помощью проволоки прикреплять сосновые столбы. Такая нехитрая конструкция настолько удачно себя зарекомендовала, что дожила до наших дней и продолжает успешно использоваться.
Прошли годы, и весь мир облетела новость: человечество изобрело телефон. Железнодорожники сразу же проявили к нему интерес. Первая междугородная телефонная линия, столетие которой отмечали в прошлом году, была сооружена как раз на тех же столбах, что стояли вдоль Николаевской (ныне Октябрьской) дороги. Правда, как выяснилось, телеграфные и телефонные провода слишком мешали друг другу и ухудшали качество связи. Однако умных голов в России всегда было много - талантливый изобретатель Гвоздев сумел успешно решить и эту проблему.
Мало кто знает, что и первая в России волоконно-оптическая линия связи на участке Санкт-Петербург - Волховстрой также была проложена с помощью железнодорожников. Все оборудование для нее было изготовлено отечественными специалистами, в том числе и оптический кабель. Вот только качество оборудования не слишком устроило железнодорожников, и пришлось приобретать его за рубежом. Ведь они решили построить чуть ли не самую крупную цифровую сеть в России, которая пересечет ее с запада на восток через одиннадцать часовых поясов.
Кстати, медлить с этим глобальным проектом нельзя. Запад вовсю прокладывает цифровые каналы связи в обход России. Как, например, линию Транс-Азия-Европа, проходящую по "шелковому пути" от Франкфурта-на-Майне до Шанхая. В результате сегодня вся телекоммуникационная карта мира пронизана цифровыми сетями связи, а Россия остается на ней "белым" пятном. И что самое обидное, такая изоляция нашего государства от международных телекоммуникационных компаний не только не позволяет нам активно участвовать на мировом рынке информационных услуг, но даже вынуждает арендовать зарубежные линии связи для передачи собственных сообщений.
Похоже, очередной прорыв в развитии отечественных цифровых каналов связи снова сделает железнодорожная отрасль. Об этом свидетельствует опыт компании "Раском", учредителем которой является Октябрьская магистраль. Проложенная по опорам контактной сети, цифровая линия между Санкт-Петербургом и Москвой уже в течение пяти лет эффективно используется как для железнодорожников, так и для населения.
Сейчас прокладка новых цифровых линий связи вдоль стальных магистралей идет полным ходом. За каких-то год-полтора железнодорожники уже проложили более 18 тысяч километров волоконно-оптического кабеля. К концу следующего года его будет около 37 тысяч. А еще железнодорожники собираются создать спутниковую связь, чтобы не только слышать, но и видеть как на ладони каждый поезд, каждый вагон.
Конечно, задачка эта не из легких. И не из дешевых. Министр путей сообщения России Николай Аксененко оценивает ее почти в миллиард долларов. Но надежная связь на стальных магистралях всегда обходилась железнодорожникам дорого: вспомните о строящихся полтора века назад телеграфных столбах. Поэтому стоит ли удивляться нынешним темпам строительства цифровой сети вдоль железных дорог России? Еще немного, и она по своим масштабам приблизится к общегосударственной. И мне кажется, что в новом тысячелетии в музеях страны если и появятся образцы волоконно-оптических линий связи, то лежать они должны непременно рядом со стальными рельсами.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников