10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕДОЛЕТ

Ищенко Сергей
Опубликовано 01:01 13 Мая 2003г.
Еще недавно широко разрекламированная программа создания военно-транспортного самолета Ан-70 считалась символом крепнущего стратегического партнерства Москвы и Киева. А сегодня она становится очередным яблоком раздора. Начиная с 1986 года в проект вложена сумма, эквивалентная 4,3 миллиарда долларов, и вот теперь он имеет все шансы "улететь" в архив. Во всяком случае в Министерстве обороны РФ уверены: гора родила мышь. И не намерены выступить в роли основного заказчика новой машины, которую еще недавно и в России, и в Украине именовали "самолетом XXI века" и намеревались производить на омском заводе "Полет". Это означает крах всей программы. Не начинать же серийное производство ради пяти Ан-70, которые готов купить единственный на сегодня заказчик - оборонное ведомство самой Украины?

Особое раздражение сложившаяся ситуация вызывает в Киеве. Это понятно. Новый транспортник - последняя, по сути дела, надежда на выживание украинского авиапрома. Происходящее вокруг Ан-70 президент Украины Леонида Кучма недавно прокомментировал так:
- Считаю, тут нет ни единой частички, касающейся техники или экономики. Это чистая политика, и мне надоела эта политика со стороны Российской Федерации...
Растущую обеспокоенность незавидной судьбой совместного российско-украинского детища президент Украины донес до президента РФ, с которым на днях встретился в Крыму. Владимир Путин высказался куда сдержанней:
- Россия уже проинвестировала в этот проект, и немало. Поэтому мы хотели бы, чтобы он был завершен.
Фразу эту можно толковать и так, и эдак. Как и следующую мысль российского президента:
- Главное - заранее определиться с рынком сбыта этой продукции: кто и на каких основаниях будет покупать самолет.
Ведь главная проблема как раз в том, что покупатели в очередь не выстраиваются. Особенно после отказа российских военных летчиков, настаивающих на том, что "сырой" и недоработанный Ан-70 проще и дешевле заменить практически готовым отечественным самолетом такого же класса Ил-76 МФ.
1. В чем суть позиции Минобороны России? В распоряжении "Труда" оказался аналитический документ, подготовленный экспертами ВВС РФ. В нем, в частности, сказано: "1. По заключению МО РФ... для окончания опытно-конструкторских работ по самолету Ан-70 потребуется 180 миллионов долл. из бюджета России. Для сравнения: для окончания госиспытаний самолета Ил-76 МФ потребуется: для ВВС РФ - 25-29 млн.долл; для ГСГА - 10-12 млн.долл.
2. По оценке ВВС РФ самолет Ан-70 уступает по транспортной производительности самолету Ил-76 МФ в 1,6-1,8 раза.
3. Самолет Ан-70 никогда не будет российским самолетом. Отдав ему предпочтение относительно Ил-76 МФ, Россия навсегда теряет национальный приоритет на транспортную авиацию данной грузоподъемности.
4. Самолет Ил-76 МФ является модернизацией самолетов Ил-76 МД/ТД. Следовательно, все техническое обслуживание (кроме двигателя) практически сохраняется, а для Ан-70 базу надо создавать заново.
5. Самолет Ил-76 был продан за рубеж в количестве 110 шт., имеет хороший имидж. Уже сегодня многие страны интересуются Ил-76 МФ, т. е. он имеет прекрасный экспортный потенциал и соответствует всем международным требованиям по шумам, эмиссии и навигации.
6. Запуск производства самолетов Ан-70 в г. Омске потребует еще не менее 100 миллионов долларов. Это будет попытка создать новые производственные мощности при том, что остальные российские авиазаводы загружены всего на 25-30 процентов".
У Министерства обороны РФ есть возражения против принятия на вооружение Ан-70 и чисто военного характера. Скажем, несоответствие требованиям заказчика - машина получилась сильно утяжеленной. В результате по основным эксплуатационным характеристикам она находится на уровне устаревших средних военно-транспортных самолетов Ан-12, которые Россия в массовом порядке списывает в утиль. В упомянутом документе по поводу Ан-70 сказано: "... он будет уступать Ил-76 МФ практически в 2,5 раза и зарубежному А-400М в 1,38 раза".
И все же украинский президент прав: политика тоже присутствует. Разработчики аналитической записки это признают: "При условии создания Ан-70 (по политическим соображениям) за счет внебюджетных средств он может найти ограниченное применение для решения отдельных специальных задач МО РФ и других ведомств. При этом украинская сторона должна обеспечить защиту прав России на интеллектуальную собственность".
Наверняка не последнюю роль играет и иное чисто политическое соображение. В середине 90-х годов, узнав о приоритетном стремлении Украины в НАТО, мы на протяжении ряда лет все, что удавалось наскрести на новые военные разработки, тратили на то, чтобы исключить зависимость от Киева в производстве межконтинентальных баллистических ракет. Так появился до последней заклепки российский стратегический ракетный комплекс "Тополь-М". С той поры внешнеполитический вектор Киева не поменялся. Нужна ли нам тогда зависимость от Украины в укреплении военно-транспортной авиации?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников