Главная Культура 17:31 13 Мая 2021 2310
…Так хотя бы допеть!

В Ярославле состоялись мировые премьеры оперы Александра Чайковского и «Реквиема» Кузьмы Бодрова

Сергей Бирюков, Ярославль – Москва
Фестиваль был богат на сюрпризы и премьеры. Фото автора

Традиционный Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета в Ярославле, «запнувшийся» в прошлом году о пандемию (впрочем, отдавший основные концертные долги осенью), в нынешнем мае не только вернулся на свое законное место, но и прошел в 13-й раз без всяких скидок на трудности времени. Публика города, привыкшая к репертуарной интриге и стилевым сюрпризам, встретила многочисленных, в том числе зарубежных гостей, услышала такие раритеты, как псалом «Похвали Иерусалим» для хора и струнных Вивальди, брасс-квинтет русского композитора (по совместительству – крупного ученого-материаловеда) Виктора Эвальда и даже версию Пятой симфонии Бетховена для одних только струнных инструментов. Ну и, конечно, как на любом уважающем себя фестивале, не обошлось без дебютов и премьер, вплоть до мировых.

Так, впервые ярославцы познакомились с камерными оркестрами Les Muffati из Бельгии и «Солисты Загреба» из Хорватии, с турецким этническим трио Kudsi Erguner Ensrmble. Специально для фестиваля Марина Брусникина поставила моноверсию шекспировского «Гамлета» в исполнении Евгения Миронова с музыкой Шостаковича, которую увидела публика Театра имени Волкова. А площадкой для показа нового (премьера была в феврале на фестивале Башмета в Сочи) музыкально-драматического спектакля режиссера Павла Сафонова и композитора Кузьмы Бодрова «Корабль влюбленных» стал современный зрелищно-концертный центр «Миллениум».

Все события фестиваля, включая вернисаж выставки художественного фото, прошли при строгом соблюдении санитарных правил

В «Миллениуме» прошла и мировая премьера оперы-оратории Александра Чайковского «Хроники Александра Невского», которую, как одно из главных событий праздника, организаторы поместили ближе к его финалу. А.Чайковский – давний друг и творческий партнер Юрия Башмета, много писавший для него как альтиста и дирижера. К числу крупнейших таких работ принадлежат оратория «Слово о полку Игореве», хоровая опера «Сказ о Борисе и Глебе». Нынешняя партитура превращает в эту серию в трилогию на древнерусские исторические сюжеты. Александр Невский выбран ее героем не случайно: помимо того что это один из самых почитаемых национальных деятелей и святой Русской православной церкви, он – уроженец соседнего с Ярославлем Переславля-Залесского, появившийся на свет ровно 800 лет назад. Создание крупной музыкально-театральной работы о правителе, воине и монахе стало одним из пунктов плана, составленного всероссийским оргкомитетом по празднованию юбилея легендарного соотечественника.

О серьезности проекта говорит уже состав исполнителей. Это имеющие международную известность хоры – филармоническая капелла «Ярославия» под руководством Владимира Контарева и Камерный хор Московской консерватории под руководством Александра Соловьева, усиленные хором Центрального пограничного ансамбля ФСБ России под руководством Максима Попова. Это интернационально востребованные оперные солисты Мария Лобанова, Игорь Головатенко и Николай Диденко. Это читающие текст сценариста Дмитрия Макарова актеры Владимир Кошевой и Игорь Золотовицкий. И, наконец, это оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета.

Хор и оркестр – бесспорно, основа более чем часового музыкального полотна. Краски разнообразны – от едва слышного, словно звучит сам воздух, хорового вокализа до шумового скандирования в батальные моменты, когда не только оркестр, но даже масса вокальных голосов начинает работать как перкуссия. И вместе с тем мелодическое начало здесь тоже представлено – в сольных эпизодах, воспринимаемых как смысловые ячейки-клейма в окладе большой многофигурной иконы. Это ария-молитва баса, давшая шанс Николаю Диденко показать громадный тембровый и тесситурный объем своего голоса. Это арии тенора, где Игорь Головатенко увлек глубиной драматической экспрессии. И это посвященный любви князя и его супруги Александры дуэт Головатенко с Марией Лобановой, теплота интонаций которого, на мой взгляд, восходит – как, впрочем, и общий мелодический строй оперы – к языку Сергея Прокофьева.

Конечно, здесь нет никаких цитат, и даже наоборот – Александр Владимирович, скорее всего, заботился о том, как ему выйти из поля притяжения великого предшественника, написавшего всемирно известную музыку к фильму Эйзенштейна «Александра Невский» и одноименную кантату. И он в этом поле не завяз, найдя свои выразительные приемы – например, ту самую шумовую скороговорку, символизирующую разрушительную суету бытия. Главное же – композитору удалось выстроить драматургию целого, где не меньшим, чем мелодика, смыслообразующим значением обладает ритм. А именно – контраст двух ритмических лейтмотивов: скачки как символа агрессии и шага как символа созидательного пути.

Нашлась в партитуре и страница для Юрия Башмета как альтиста. Перед финалом, в рассказе о смерти Александра при возвращении из Орды в двухстах верстах от Владимира, в Городце, худрук «Новой России» оставил дирижерский пульт, взял в руки инструмент – и слух прорезал скорбный речитатив без слов с разлетом от хрипловатого баска до теряющихся в верхах стонов, в то время как опустевшее место дирижера занял Александр Соловьев – к слову, руководитель всей хоровой части проекта. Эффектный музыкальный прием, ставший и ярким сценическим ходом…

В кульминационный момент Юрий Башмет взял в руки альт, а за дирижерский пульт встал Александр Соловьев

В следующий, финальный вечер фестиваля посетители Ярославской филармонии стали свидетелями мировой премьеры обновленной редакции еще одного крупного вокально-симфонического произведения – «Реквиема» Кузьмы Бодрова на стихи Роберта Рождественского.

Сперва – видимо, по принципу «от противного» – публику взбодрили увертюрой к россиниевской «Сороке-воровке», «скрипичными» номерами из «Лебединого озера» Чайковского (солист Николай Саченко) и романтически-экзальтированным Концертом для двух фортепиано с оркестром Макса Бруха, исполненным при участии Ксении Башмет и Андрея Гугнина (спасибо за просветительство – я, например, и не знал, что у знаменитого в основном скрипичными концертами Бруха есть фортепианный). Наконец на сцену приглашаются чтец стихов Сергей Гармаш, оркестр «Новая Россия» и (вот тут – обновление по сравнению с исполненной в Москве чисто оркестровой версией) хор «Ярославия».

Музыка Кузьмы Бодрова – тоже постоянный спутник Башмета, и это естественно хотя бы потому, что Кузьма – воспитанник класса Александра Чайковского в Московской консерватории. И, как его мэтр, он склонен к большим вокально-оркестровым полотнам. Более того, и в музыкально-языковом плане между композиторами много общего. Так, явно перекликается с «Хрониками Александра Невского» свойственный «Реквиему» общий тон хорала-вокализа-причета. Но у Бодрова, представителя иного поколения, гораздо заметнее интерес к приемам минимализма и к песенной мелодике.

Признаюсь, поначалу этот гимнический пафос, особенно в сочетании с произносимыми Гармашом строками о «великой поступи дивизий, точной поступи солдат», о том, что «был выбор у каждого: я или Родина», «мы в бой поднимались светло и сурово» и т.п. – не вызвал сочувствия: да какой выбор – военкомат или военный трибунал? Да какое «светло» – после всего, что мы знаем о Ленинграде, Ржеве, Сталинграде?.. Лишь постепенно стал доходить тот смысл стихов и сопровождающей их возвышенной музыки, о котором Роберт Рождественский 60 лет назад и помыслить не мог: «…клянемся павшим героям: то, что отцы не допели, — мы допоем! То, что отцы не построили, — мы построим!» Это же горький упрек нам, сегодняшним, и через три четверти века мирной жизни не сумевшим «допеть» и «построить». Мирящимся с тем, что Россия из великой, хоть не всегда ласковой к своим людям державы превратилась в страну-маргинал с нищающим, обираемым властью населением.

Кузьма Бодров (в центре), Сергей Гармаш и Юрий Башмет после исполнения «Реквиема»

Не знаю, того ли добивались композитор с исполнителями, но они предложили публике архисвоевременное, как говаривал популярный в прошлом политик, сочинение. Я – за то, чтобы оно звучало как можно шире. Думаю, тут у нас с Юрием Башметом не будет разногласий.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3325
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3222
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3089
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?