04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-8...-10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

С НИЩИМ УЧИТЕЛЕМ УРОКА "НЕ СВАРИШЬ"

Зарипов Равиль
Статья «С НИЩИМ УЧИТЕЛЕМ УРОКА "НЕ СВАРИШЬ"»
из номера 127 за 13 Июля 2001г.
Опубликовано 01:01 13 Июля 2001г.
Наконец-то мы начинаем понимать, что будущее страны должно формироваться не на оптовых рынках, а в стенах школ и вузов.Ведь образование - это мощный и долгосрочный фактор экономического развития, стратегический ресурс государства.Известно, что в последнее время правительство предпринимает меры с тем, чтобы вывести сферу образования из летаргического сна. Общество относится к предполагаемым переменам, мягко говоря, неоднозначно. Видимо, еще и поэтому президент Российской Федерации Владимир Путин поручил Госсовету создать рабочую группу, которая должна к концу августа разобраться в этой масштабной проблеме.Ее возглавил председатель правительства Республики Карелия Сергей КАТАНАНДОВ. Публикуем с ним интервью.

- Вы вырабатываете политический документ?
- Обсуждая в президиуме Госсовета проблемы реформы образования, мы получили от президента указание подготовить серьезный документ, а не набор мероприятий. Предполагается, что этот документ позволит найти согласие в обществе, объединить все взгляды на реформу образования. Ясно, что оставлять дальше образовательное сообщество один на один со своими проблемами нельзя. Их накопилось столько, что решать надо всем миром. В то же время пришло понимание, что только образованный человек может сделать крепким государство.
Сейчас действительно нужен документ политический. Детализация содержания образовательных программ, постановка конкретных задач - это следующий этап.
Конечно, необходима реформа в преподавании предметов, которые способствуют патриотическому воспитанию людей, обращаются к нашему историческому наследию, прививают любовь к труду.
Госсовет и президент понимают особенность нынешней ситуации. Сегодня нужны шаги, которые будут позитивно восприняты не только политиками и профессионалами, но и простыми гражданами России. Не секрет, что реакция на некоторые новации в обществе неоднозначна. Многие не воспринимают 12-летнее образование, настороженно относятся к единому экзамену. Ходят слухи, что образование будет только платным. Это всех пугает. Мы намерены предложить президенту набор мер, которые обеспечили бы стабильность в этой сфере на многие годы.
- Вы и ваши коллеги настаиваете на том, что речь идет о "модернизации" образования. Похоже, что вы не случайно всячески избегаете слова "реформа"?
- Так и есть. Сегодня для многих граждан России слово "реформа" - это угроза. К примеру, переход на платное образование - угроза страшная. Очевидно, мы должны твердо сказать: этого не будет!
Как и прежде, государство должно нести ответственность за эту сферу и предоставлять возможность выучиться всем. Государство обязано вернуть гражданам конституционное право быть образованными. Это, безусловно, успокоит людей.
Понятно, что обещаниями сыт не будешь. Поэтому наша первоочередная задача - четко определить статус учителя, немедленно его поддержать. Ведь совершенно очевидно, что педагогу попросту невозможно существовать на нынешнюю зарплату. Если образование и в самом деле наш главный ресурс, то надо в первую очередь поднять статус учительской профессии. Тогда педагог станет непосредственным участником реформирования общества.
И никакой приватизации школы! Экономическая самостоятельность есть и будет, но школы останутся государственными (при этом речь не о том, чтобы отказаться от частных школ). В то же время необходимо ввести жесткие нормативы, чтобы образовательные учреждения не "размотали" казну.
- В вашу рабочую группу вошли известные люди. Они имеют собственные позиции, которые зачастую расходятся между собой, и часто очень существенно...
- Я рад, что в группе согласились работать и мэтры образования и те, кто проявил себя в самых различных сферах деятельности. Это весьма известные люди.
Конечно, работать трудно. Нас объединяет главное - желание помочь обществу.
- Может быть, в силу того, что члены группы по-разному представляют себе конкретные шаги в реформе образования, вам и поручено создавать именно политический, а не прикладной документ?
- У нас есть - и очень много - конкретных предложений. В частности, великолепные наработки по поддержке русского языка, по программе исторического образования. Мы обязательно используем эти материалы и направим их правительству.
Поверьте, труднее всего найти политическое согласие.
- Вы хотите сказать, что можно найти компромисс по таким вопросам как 12-летнее образование, введение в России единого государственного экзамена?
- А почему нет? Новации надо поддерживать, но только после проведения эксперимента.
На мой взгляд, когда появилась идея 12- летнего образования, незачем было торопиться и сразу объявлять об этом на всю страну. Протрубили, а в итоге идея не была понята обществом.
Все в нашей группе сошлись на том, что было бы оправдано провести эксперимент с единым государственным экзаменом. Думаю, это позволит и высшей школе взглянуть на себя как бы со стороны.
- Сергей Леонидович, вы не скрываете, что работаете в условиях цейтнота. К чему такая спешка? Может быть, дело в том, что 1 сентября решено обнародовать основные положения государственной программы образования. И рабочая группа, как прежде бывало, старается "сдать объект" к праздничной дате?
- Вначале, когда мы приступали к работе, имелось в виду закончить ее чуть позже. Но план работы Госсовета оказался составлен таким образом, что вопрос о реформе образования будет решаться в конце августа. Всем нам пришлось отложить отпуска, и все лето будем работать в очень жестком графике.
Наверное, вы в чем-то правы. Это сделано не без учета того, что 1 сентября начинается новый учебный год.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников