07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КАК ПОГИБАЛ "КУРСК"

Турченко Сергей
Статья «КАК ПОГИБАЛ "КУРСК"»
из номера 171 за 13 Сентября 2000г.
Опубликовано 01:01 13 Сентября 2000г.
Что привело к аварии подводного крейсера "Курск"? Кто возьмет на себя ответственность за его гибель? Эти и другие вопросы, волнующие в это время всех, и не только у нас в России, задавала наша газета в статье "Темная глубина" (24.08.2000 г.). Нашему корреспонденту позвонили из Минобороны и сообщили, что первый заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Валерий Манилов готов дать ответы на поставленные вопросы.

- Персональную ответственность за трагедию "Курска" взяли на себя президент России и верховный главнокомандующий Вооруженными Силами Путин, министр обороны России маршал Российской Федерации Сергеев, главнокомандующий ВМФ адмирал флота Куроедов, командующий Северным флотом адмирал Попов, - сказал В. Манилов. - Президент России сделал то, чему нет примеров в новейшей мировой истории: он не "отметился", как принято по нынешним светским стандартам (что ставили, кстати, ему в упрек записные моралисты), а приехал к вдовам, матерям, отцам, родным и близким погибших. И остался с ними, и говорил с ними в эту самую страшную - первую - ночь после того, как стало ясно: никого из экипажа "Курска" нет в живых. Это и есть, на мой взгляд, подлинная ответственность.
Катастрофа "Курска" определенными силами на Западе используется для дискредитации военного авторитета России, - продолжил Манилов. - А также для "доказательства" неспособности России надежно контролировать ядерный потенциал, доставшийся ей от СССР, и необходимости взять его под опеку западными странами.
- Во время недавнего саммита тысячелетия в Нью-Йорке Владимиру Путину американской стороной были переданы материалы о двух взрывах на "Курске", прозвучавших утром 12 августа с промежутком в 2 минуты 15 секунд. Рассматривается ли эта версия?
- Остается несколько версий, которые рассматривает комиссия. Мы до сих пор не исключаем, что инициирующий катастрофу подрыв произошел в результате столкновения с крупной миной времен второй мировой войны.
По некоторым прямым и косвенным данным обретает реальные черты предположение о столкновении с подводным объектом типа подводной лодки...
- "Курск" - крупнейшая в мире субмарина. Следом идут американские тоннажем в три раза меньше. Вы считаете, что меньший объект мог нанести катастрофические повреждения большему?
- Да, так считает комиссия. При определенных обстоятельствах подобное возможно. Скажем, наша лодка шла на подвсплытие. Другая субмарина двигалась встречным курсом на глубине примерно 18 метров. Она могла ударить "К-141" так называемым килевым листом, который вскрыл носовую часть легкого корпуса и пробил прочный корпус нашей лодки. Эта версия родилась не умозрительно. Она отталкивается от фактов. На правой части легкого корпуса "Курска" обнаружены так называемые зачесы, образующиеся при динамическом столкновении двух объектов. Другой факт. Повреждения на правой стороне прочного корпуса загнуты вовнутрь. Понятно, что удар был нанесен извне. Далее. Снесено ограждение рубки, заклинены механизмы освобождения спасательной камеры. И еще. На дне найдено нечто похожее на ограждение рубки другой подводной лодки. Эта деталь пока не поднята, так как она очень велика, и те аппараты, которые там работают, технически не способны сделать такую работу. Когда в район гибели "Курска" прибудут более мощные средства, "подозрительный" объект будет поднят. Он, вероятно, на многое откроет глаза.
- Возможно ли, что в "Курск" попали свои, с "Петра Великого", как это трактуется некоторыми на Западе?
- Нет. Никаких пусков в район нахождения "Курска" "Петр Великий" не производил. В момент катастрофы крейсер находился вне пределов этого района.
- Могла ли поразить АПЛ торпеда, выпущенная ею самой?
- Это исключено. Применяемые при учебных стрельбах торпеды не имеют боевой части. Даже если представить фантастическую ситуацию, что в "Курск" попала такая торпеда, то серьезных повреждений кораблю она причинить не могла.
- Почему российские аварийно-спасательные службы оказались так беспомощны?
- Наши спасатели делали все возможное. Но, как оказалось, "Курск" получил такие повреждения, которые привели к деформации его легкого и прочного корпусов, что исключило предусмотренную конструкцией аварийных узлов стыковку. В сложнейших условиях экипажи спасательных аппаратов 9 раз осуществляли посадку на корпус корабля, но не смогли закрепиться и проникнуть внутрь лодки.
То, что сделали норвежские водолазы, спасти экипаж не могло, потому что для этого все равно надо было пристыковать к лодке спасательный аппарат. У нас тоже есть водолазы-глубоководники, но нет комплекса, обеспечивающего их работу под водой. Он был снят с вооружения из-за слабого финансирования флота государством.
- Возможен ли технически подъем затонувшей АПЛ "Курск" и будет ли он производиться?
- Технически подъем "Курска" возможен. Принципиальное решение о подъеме принято. Сейчас разрабатывается проект решения этой сложнейшей задачи. К работе привлечены лучшие отечественные силы. В ней участвуют и зарубежные специалисты.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников