Главная Культура 05:32 13 Сентября 2011 2746
Русский фильм на немецком языке победил в Венеции
Венецианский кинофестиваль в четвертый раз за свою историю завершился победой российского фильма
Зара Абдуллаева

 

 Присуждение «Золотого льва» этой картине произошло вопреки патриотическим чувствам председателя жюри американца Даррена Аронофски, но, как считает «Труд», у арбитров не было альтернативы.

Конкурс 68-го Венецианского фестиваля собрал такое количество звезд американской режиссуры, что казалось: главный приз уйдет кому-то из них, тем более что возглавлял жюри знаменитый голливудский постановщик Даррен Аронофски. Но вышло все наоборот. Священные имена (разной весовой категории) Клуни, Поланского, Кроненберга, Фридкина, Феррары, Солондза оказались в проигрыше. Зато в первачи вышли маргиналы и любимцы арт-тусовки. Над ними возвышался только Александр Сокуров. Его «Фауст» вызвал восторг, удивление, шепот, ропот, замешательство. Было ясно, что соревноваться Сокурову не с кем. Даже если итальянские и английские субтитры затрудняли просмотр фильма, концептуально снятого на немецком языке, проникнутого немецким духом, немецкой романтической живописью, теснотой и свободой пространства, в центре которого заурядный вроде бы доктор Фауст (отменный немецкий актер Йоханнес Цайлер), предназначенный, однако, к исторической роли сверхчеловека. Визуальные образы — в особенности финальный исландский пейзаж с кратерами вулканов, по которому отправляется в дальний путь из своего Х1Х века (время действия фильма) в наш XXI циничный сокуровский Фауст, так поразили венецианских наблюдателей, что обсуждать трактовку режиссера не пришлось. Разве что Мефистофель, превращенный Сокуровым в совсем мелкого беса, похотливого, но бесполого, то есть лишенного соответствующего органа ростовщика и гротескного отморозка, вызвал вопросы. Стало быть, не дьявол искушает этого Фауста, а бедный, в смысле нищий поначалу доктор сам себя искушает разрушительной силой власти, а не жаждой познания. Карикатурная пародия на Мефистофеля понадобилась только для того, чтобы «разбудить» в Фаусте Властелина колец.

Мало кто ожидал, что приз за сценарий получит Йоргас Лантимос, открытый в Канне (дебютной картиной «Клык») греческий режиссер, чей фильм «Альпы» представляет камерный, не эффектный тип авторского кино, пребывающего ныне почти в коме. И вдруг — страннейшая оригинальная интрига. «Альпы» — самодеятельная организация, члены которой нанимаются к родственникам или знакомым умерших людей, чтобы скрасить им жизнь без любимых. Клиентов поставляет медсестра больницы. Изучив склонности, привычки, любимые словечки умирающих, она «перевоплощается» в почивших, и всех участников выгодной сделки вроде бы устраивают правила такой игры, пока эту немолодую уже медсестру не заменит юная конкурентка в полюбившейся ей роли школьницы-теннисистки. Трагедия неизбежна. А иллюзия реальности оказывается ненадежным убежищем от рутинной повседневности.

На приз «За режиссуру» был обречен китаец Цай Шанцзюн. Дело в том, что ежегодно в конкурсной венецианской программе ожидается фильм-сюрприз, не объявленный заранее. Обычно он прибывает из Китая, поскольку Марко Мюллер (директор фестиваля) — знаток и большой поклонник не только российского, но и азиатского кино. На сей раз во время официального просмотра произошел конфуз. Вдруг через сорок минут после начала фильма «Люди гор, люди моря» огромные толпы зрителей сорвались с мест и бросились к выходу. Запахло паленым. Пожар? Или «конец света», продемонстрированный накануне в фильме Абеля Феррары «4:44. Последний день на земле» как вполне обыденное событие? Оказалось что-то случилось с проводкой, и повеяло гарью. Публика решила смыться. Антракт с починкой лампы длился минут сорок. Повторный показ этого фильма в другом зале тоже был прерван по техническим причинам. Компенсировать такие накладки удалось с помощью награды режиссеру за стресс. Что же до картины, то она — о бедняке из китайского захолустья, отправляющемся на поиски убийцы своего брата и постепенно звереющего в долгих блужданиях по деревням, весям — и в собственной жажде мести. «Использовать насилие против насилия — последнее оружие пролетариев», — объяснил режиссер на пресс-конференции. Самоубийственный финал: взрыв на угольной шахте, который подстроил этот пролетарий, не исключив себя из жертв и заложников мести, — эффектный режиссерский ход, который оценило жюри.

Политкорректность, отмененная пока что не на всех фестивалях, должна была сработать в выборе актрисы, которой угрожала награда «За лучшую женскую роль» (Кубок Вольпи). Никто не сомневался, что ею станет Дина Йип, сыгравшая в гонконгском фильме «Простая жизнь» возрастную роль служанки. Она помогала по хозяйству четырем поколениям одной семьи в течение шестидесяти лет. У старушки случился инсульт. Она выжила, но до конца не оправилась. Попросила отпрыска любимого семейства отправить ее в дом престарелых, чтобы никого не обременять. Там она наблюдала жизнь реальных больных — например, то, как они вытаскивают свои вставные челюсти и путают их во время общего обеда, и прочие ужасы повседневной беспомощности. Полупарализованная старушка всем помогает, всех утешает и, в конце концов, умирает. Жалостливый фильм слаб, но история тронула членов жюри, и к актрисе никаких претензий нет. Зато журналисты были вознаграждены по-настоящему заслуженным призом «За главную мужскую роль» Майклу Фассбендеру, оказавшемуся как-то внезапно по-настоящему большим актером. И даже — об этом не упоминают только ленивые — «новым Марлоном Брандо». В Венеции он появился сразу в двух фильмах. В «Опасном методе» Дэвида Кроненберга он сыграл строго, чувственно и с большой сноровкой реальное историческое лицо — психиатра Карла Густава Юнга, переживающего любовную страсть со своей пациенткой, вылеченной от истерии. Фигура Сабины Шпильрайн, тоже реальная, которую ужасно изобразила (не сумев качественно сыграть) Кира Найтли, — просветительский подарок Кроненберга кинозрителям, узнавшим об этой удивительной на самом деле, а не в кино женщине, практиковавшей психоанализ в России, куда она вернулась из Швейцарии и Австрии, где сама лечилась, страдала, взрослела и способствовала научным открытиям Юнга и Фрейда.

Однако приз Фассбендер получил за опасно смелую роль в фильме знаменитого британского художника и режиссера Стива Маккуина «Стыд», дебют которого («Голод») был отмечен в Канне «Золотой камерой». Теперь — в отличие от политзаключенного, объявившего голодовку в тюрьме во имя свободы, — его героя по имени Брендон подчиняет себе, истязает, как тюрьма, его собственное тело, досаждающее до изнеможения и кошмаров. Свободы у Брендона хоть отбавляй. Нью-Йорк, где он проживает и который Маккуин любовно снимает, — город всех возможных дозволенностей, но герой Фассбендера все равно в ловушке. Это состояние — разные грани одержимости — прожито актером с сокрушительной достоверностью и совершенно безутешно. С таким персонажем и исполнителем нью-йоркский «Стыд» обречен на культовый статус «Последнего танго в Париже» Бернардо Бертолуччи.

Александр Сокуров: «Если культура будет деликатной и молчаливой, ее проглотят»

После церемонии награждения победитель 68-го Венецианского кинофестиваля выступил перед журналистами и предложил радикально поменять концепцию мировых киносмотров.

— Мы сюда приехали не для того, чтобы получить призы, а чтобы показать картину, дать старт ее жизни, приблизить к людям… Случилось так, что мы оказались поняты, а это бывает нечасто…

Я приехал сюда со смешанными чувствами. Я давно считаю, что система фестивалей класса «А» себя изжила. Надо придумать новую схему — создавать киновыставки, а не фестивали. Это может не понравиться журналистам, телевидению и даже публике. Но это необходимо.

Я бы хотел обратиться к Министерству культуры Италии, великой страны. Настраивайте все свои каналы на привлечение бюджета в сферу культуры, в образование, на поддержку гуманитарных акций. Если культура и дальше будет такой деликатной и молчаливой, то ее просто проглотят. Культура — это не роскошь, а необходимый фундамент для развития общества.

Немецкие актеры — блестящие профессионалы. Но почему-то об этом никто не знает. Работа с ними — одно из самых сильных впечатлений для меня. Да еще на таком трудном, парадоксальном материале.

Мне очень важно было понять немецкий характер не только фонетически и философски, но и как он отражается в цвете. Я проводил исследование колористических предпочтений немецкого характера и опирался на опыт немецких романтиков.

Когда есть настоящая художественная задача, люди могут творить чудеса. Я учился вместе с ними, они — выдающиеся профессионалы.

Мы не собираемся навязывать зрителю наш фильм и не будем делать какую-то масштабную кампанию. Пять минут назад я говорил с премьер-министром России и, конечно, очень надеюсь на его поддержку.

У меня уже есть русскоязычный вариант фильма. Фильму зритель не нужен, это зрителю должен быть нужен фильм».

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 10232
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5896
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 5518
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 5490
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?