Главная Наука и технологии 00:04 13 Сентября 2019 1434
Есть такая работа: прокладывать дорогу в космосе

Опытнейший баллистик Евгений Мельников, более полувека работающий в подмосковном ЦУПе, - о мгновениях звездных и драматических

Виталий Головачев, обозреватель "Труда"
Фото: Роскосмос

Свыше 5 млрд километров преодолела Международная космическая станция (МКС) за 20 лет своей работы на орбите, совершив порядка 118 тысяч витков вокруг Земли. По протяженности пути это как 11 раз слетать на Марс. Но и на, казалось бы, давно освоенной околоземной орбите не обходится без приключений. Как удается не сбиться с этой космической дороги, парировать возникающие сложности, нештатные ситуации и угрозы? Ответы можно найти в вышедшей 260-страничной монографии «Управление орбитальным движением МКС (1998-2018 гг.)». Автор — наш опытнейший баллистик Евгений Мельников, более полувека работающий в подмосковном Центре управления полетами. Побеседовать с ним мне не удалось, но факты в монографии и не требуют комментариев.

Вкниге немало поистине уникальных материалов. Жаль, тираж мизерный, и издана она не для продажи — адресована специалистам, настоящим и будущим. Хотя, уверен, и обыкновенному читателю, неравнодушному к космонавтике, книга будет интересна. Чтобы не быть голословным, приведу такой эпизод.

...Нештатная ситуация, которая могла поставить точку в истории МКС, случилась вечером 14 января 2009 года. В Центре управления полетами в подмос-ковном Королеве проводили рутинную коррекцию орбиты МКС. Предстояло поднять станцию на 5 километров и вывести ее в нужную точку для предстоящих стыковок — сначала с российским грузовым «Прогрессом М-66», затем с американским шаттлом «Дискавери». Обычное дело.

В 21.06 по команде ЦУПа включились два двигателя, расположенных на МКС, на служебном модуле «Звезда». Они и ранее использовались, и никаких проблем не возникало. Но на этот раз — жутковатый сюрприз. Двигатели, как и планировалось, проработали положенные 2 минуты 22,4 секунды. Но возникла странная мощная вибрация, которая буквально сотрясала станцию. Закрепленные на внутренних панелях предметы срывались от тряски. Датчики на борту отчетливо фиксировали: вибрации превышают все допустимые пределы. Да и снаружи МКС огромные солнечные батареи начали вовсю раскачиваться: Авария?

Колебания прекратились. Но кто знает, каковы последствия — не повредила ли станцию такая встряска, выдержали ее солнечные батареи. А соединения между модулями МКС? Все это очень волновало и наших, и американских специалистов. Вопрос, который тогда обсуждался в NASA: не придется ли прекратить полеты на станцию?

Шаг за шагом и обитатели космического дома, и специалисты на Земле (по полученным материалам) обследовали узлы и системы МКС. К чести конструкторов и инженеров, станция выдержала суровый экзамен — она была спроектирована и изготовлена с большим запасом прочности. А обычные земляне не подозревали об испытаниях, которым подверглись их посланцы в космосе. Только через 10 дней появилось краткое официальное сообщение о нештатной ситуации и о благополучном ее разрешении. А в начале февраля и командир экипажа МКС-18 астронавт Майкл Финк заявил журналистам во время видеоконференции: «К счастью, мы не повредили космическую станцию: В следующий раз, если понадобится скорректировать орбиту, мы будем очень осторожны».

Причины ЧП общими усилиями установили: ошибка в настройках параметров, загруженных в программное обеспечение. Тем не менее были отменены запланированные ближайшие коррекции станции, перенесли и визиты кораблей на МКС.

Из монографии мы узнаем, что после январской нештатной коррекции в течение почти семи месяцев работы комиссии орбита станции двигателями не поддерживалась. За это время высота МКС снизилась с 358 до 346 километров. Но баллистики не сидели сложа руки — ориентируя солнечные батареи МКС, они изменяли интенсивность торможения станции. Это был поистине высший пилотаж.

А ровно через три года, в январе 2012-го, нештатная ситуация произошла уже не в космосе, а на Земле. При испытаниях спускаемого аппарата корабля «Союз ТМА-04М» в барокамере на герметичность разошлось несколько сварочных швов. Потребовалась замена спускаемого аппарата. Это привело к отсрочке запуска на полтора месяца. Пришлось изменить даты возвращения на Землю двух экипажей, а также стартов двух новых кораблей. И опять началась страда для наших баллистиков. Надо было разработать новую схему управления орбитальным движением МКС, удовлетворяющую всем требованиям и ограничениям. Эти сложные задачи были блестяще решены в кратчайшие сроки.

Не только непредвиденных, но и штатных ситуаций в монографии представлено множество. И обеспечение дополнительных требований к орбите станции при полетах шаттлов после катастрофы «Колумбии». И использование при управлении орбитальным движением МКС повышенного аэродинамического сопротивления. И подготовка высокоточного положения станции в космическом пространстве, что необходимо при реализации быстрых схем полета транспортных кораблей к МКС: Представляемая книга является по сути баллистической энциклопедией МКС.

Важно подчеркнуть, что российский ЦУП действует в тесном контакте с американским Центром управления в Хьюстоне. Работают специалисты дружно, слаженно. Многих связывают давние личные хорошие отношения. Никакие политические бури на это не влияют. Этих людей, высочайших профессио-налов, объединяют общее дело и огромная ответственность. Управленческие функции четко распределены между подмосковным Королевом и американским Хьюстоном. Например, управление орбитальным движением МКС. Двигатели, необходимые для этого, на постоянной основе располагаются на российском сегменте. Здесь же и запасы топлива. Поэтому и изменением орбиты МКС в течение 20 лет занимаются в основном наши специалисты. Вклад российской стороны имеет исключительное значение. В ряде случаев, в особенности в первые годы сборки станции, для поддержания орбиты станции использовались американские шаттлы, затем — европейские корабли ATV.

Коррекции орбиты станции требуются постоянно. Во-первых, орбита снижается из-за торможения остатками атмосферы — от 20 до 350 метров в сутки — в зависимости от высоты и солнечной активности. Во-вторых, станцию приходится уводить от столкновения с космическим мусором (были проведены 24 такие операции). Наконец, изменение траектории станции необходимо для создания оптимальных условий стыковки с транспортными кораб-лями и модулями, а также при подготовке к возвращению экипажей на Землю. Всего за 20 лет было осуществлено порядка 280 коррекций. Для этого потребовалось израсходовать в космосе, где каждый грамм на вес золота, более 40 тонн топлива. Впечатляющая арифметика!

На протяжении десятилетий авторитет наших баллистиков, обеспечивающих программу полета МКС, в мире очень высок. Здесь России действительно есть чем гордиться.

Источник процессов, приведших к образованию столь гигантской структуры, находится на обратной стороне звезды и недоступен для наблюдения, отметили ученые 

Фото: https://ru.wikipedia.org

Гигантский протуберанец – плазменное образование, зародившееся на поверхности Солнца – сформировалось в ночь на четверг, 20 ноября и оторвалось от звезды. Об этом сообщили представители лаборатории солнечной астрономии Института...

Похоже, мыльный пузырь под названием «Самолет «Байкал» окончательно лопнул. Будут ли наказаны те, кто его надувал?

Анатолий Журин
Труд
Наши эксперты давно отмечали, что замена легендарному трудяге Ан-2 выбрана сомнительная. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Похоже, создатели легкомоторного самолета «Байкал» окончательно заигрались, выбивая под свой проект бюджетные миллиарды и раздавая обещания властям, партнерам и заказчикам. Наро-Фоминский машиностроительный завод подал...

По опросам, более 20% наших граждан одобряют обход блокировок интернета - прежде всего молодежь

Евгений Акатов
Труд
Изображение: Freepik

Россиян все больше беспокоят блокировки мобильного интернета и звонков в привычных мессенджерах. А по опросам ВЦИОМа, 22% наших граждан одобряют обход блокировок в Сети — прежде всего молодые. В целом же...

Барри Уилмор и Сунита Уильямс вместо запланированных восьми дней были вынуждены провести на орбите полгода – из-за поломки корабля Starliner 

Фото: Фото: www.nasa.gov

Основатель американской космической компании SpaceX, миллиардер Илон Маск в очередной раз принял участие в записи подкаста популярного американского комика и телеведущего Джо Рогана. В ходе этой беседы он озвучил подробности истории с застрявшими...

Тремя днями ранее президент РФ Владимир Путин рассказал об испытаниях самого «Посейдона», прошедших «с огромным успехом»
Кадр видео Минобороны РФ

Атомная подводная лодка «Хабаровск» – носитель подводного оружия, в том числе роботизированных средств различного назначения и управляемых суперторпед «Посейдон» – спущена на воду в Северодвинске. Об этом...

Наука и технологии 00:01 / 21 Ноября 2025 3536
Технопарк

Инженеры изобрели дрон, работающий на солнечной энергии

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Дрон, работающий на солнечной энергии. Фото из открытых источников

Люди всегда завидовали птицам, и вот 21 ноября 1783 года состоялся первый в мире полет человека на воздушном шаре, изобретенном братьями Монгольфье. С той поры человечество вполне освоилось в небе, но поискам...

Наука и технологии 00:01 / 07 Ноября 2025 3310
Технопарк

В Москве один из самых больших парков электробусов в мире

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Вчера был, можно сказать, двойной праздник у российского транспорта. Напомню: 6 ноября 1930 года вступил в строй Московский автосборочный завод имени КИМ, который потом производил автомобили марки «Москвич». А спустя...

В самоцвете, хранящемся в калининградском Музее янтаря, покоится букашка возрастом 37 миллионов лет

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото: Martin Siepmann/imagebroker.com, globallookpress.com

Под Калининградом добыт янтарь весом 2,374 кг. Его так и назвали — «Рекордсмен». Есть надежда, что в текущем году Калининградский янтарный комбинат поставит еще один рекорд: предприятие сможет впервые добыть...

И эта штучка называется ИИ. Именно «искусственный интеллект» помог ворваться в топ-30 певице, которой не существует на свете

Надежда Гужева
Труд
Певица Ксания Моне и ее автор – поэтесса Талиша Джонс. Фото из открытых источников

Недавно в музыкальном мире разразился скандал. Певица Ксания Моне с композицией «Откуда мне было знать?» попала топ-30 в радиочартах Billboard. Казалось бы, что тут такого? Но все дело в том, что такой...

Этот Ил-14 доживает свой век в Якутии

Ольга Лернер
Труд
Фото из открытых источников

Этот Ил-14 когда-то числился как «борт № 1», предназначенный для путешествий лидера СССР Никиты Хрущева. И оборудован был соответственно: мягкие кресла и диваны, большой стол, панели из благородного дерева. А теперь...

Ядерная авиация страны официально приняла ее на вооружение 10 ноября

Фото: @Armees_Gouv

Французские военные впервые продемонстрировали новую модификацию крылатой ракеты воздушного базирования с ядерной боевой частью ASMPA-R (Air-Sol Moyenne Portée Amélioré Renove). Как стало известно обозревателям TWZ,...

Также глава государства похвалил ракету «Буревестник»: использованные в ней ядерные технологии можно использовать и в мирной жизни 

Кадр видео Минобороны РФ

Российские военные накануне, 28 октября, провели испытания беспилотного подводного аппарата с ядерной энергоустановкой «Посейдон». Об этом в среду, 29 октября рассказал президент страны Владимир Путин в ходе посещения Центрального...

Как отметил президент России, мощность ядерной торпеды значительно превышает мощность межконтинентальной баллистической ракеты

Фото: пул Кремля, globallookpress.com

Мощность российского беспилотного подводного аппарата «Посейдон» значительно превышает мощность межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат». Об этом, как передаёт РИА Новости, заявил президент РФ Владимир Путин. «Мощность...

Они поступали с кораблей, которые на самом деле находились совсем в других местах

Фото: Mc1 Kyle Steckler/U.S. Navy, globallookpress.com

В Балтийском море были зафиксированы сигналы кораблей-«призраков» - военных кораблей стран - членов НАТО, которые должны были находиться в других местах. Об этом сообщило финское издание Helsingin Sanomat со ссылкой на агентство...

По мнению ряда депутатов, такой шаг уменьшит зависимость российского сегмента интернета «от решений из недружественных стран» 

Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Группа депутатов Госдумы во главе с первым заместителем председателя комитета по информационной политике Антоном Горелкиным внесли на рассмотрение парламентариев законопроект об административных штрафах для владельцев отечественных сайтов за...

Речь идёт о наказании за нарушение требований закона об авторизации на сайтах и в приложениях

Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Первый заместитель председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной думы Антон Горелкин объяснил смысл идеи ввести штрафы за авторизацию на российских сайтах через иностранные сервисы. По...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?