Главная Культура 19:19 13 Ноября 2013 10310
Ведущая солистка Большого театра Ольга Смирнова: Пирожок - не такая уж страшная жертва

  Ольга Смирнова - одна из самых ярких юных звезд Большого театра.

Екатерина Беляева

Лишь два года назад она пришла туда по приглашению худрука Сергея Филина из Академии русского балета, и уже с ее участием в Большой театр перенесен такой сенсационный спектакль, как «Онегин» Джона Крэнко. А на днях Ольга с блеском станцевала в премьере балета прославленного Пьера Лакотта «Марко Спада». После спектакля корреспондент «Труда» выспросил у балерины, каково ей, человеку петербургского воспитания, в Москве, в звездном, но полном суеты Большом театре.

Ольга, вы так гармоничны на сцене, словно родились для того, чтобы танцевать и играть…

- До меня в семье не было артистов. Мама и папа - с техническим образованием, брат и сестра также никак не связаны с театром. Про набор в балетную школу мама услышала по радио. Я занималась немного в детской самодеятельности не только танцами, но и рисованием, музыкой. Даже не могу сказать, что отдавала предпочтение танцам, - мне нравилось все. Но с тех пор, как мы пришли с мамой на просмотр в Вагановскую академию и меня взяли сначала на подготовительное отделение, а затем и в первый класс, вся жизнь закрутилась вокруг балета.

- Учиться в академии было трудом или удовольствием?

- Сейчас, оглядываясь назад, с уверенностью скажу, что это было трудно. Но ребенок едва ли понимает, что такое труд. Я вставала очень рано - час уходил на то, чтобы добраться до школы на улице Зодчего Росси. Обычно дети тратят на дорогу в школу 10 минут. Но я даже не догадывалась, что бывает по-другому. У меня почти не было свободного времени. Если оно возникало, то я уединялась, чтобы почитать. Мечтаешь, погружаешься в жизнь книжных героев… Мне чаще вспоминается именно это состояние, чем раздражение от многолюдности утреннего метро.

- Когда стало понятно, что балет - вправду ваше дело?

- Не сразу. Первое время вообще не понимаешь, в чем именно должны проявиться или не проявиться твои способности. В начальных классах балетного училища из специальных дисциплин - только классика, а это каждодневные занятия у балетного станка. Очень медленные комбинации движений, направленные на запоминание правильного положения тела, проработку мышц, разворот ног. Довольно скучно и утомительно, ведь еще не осознаешь, как из этих механических движений рождается танец. С каждым годом усложняются комбинации, появляются новые движения, ускоряется темп, и добавляются новые предметы. Так, в четвертом классе появился характерный танец, который у нас преподавала Елена Анатольевна Шерстнева. Изумительный педагог, очень тонкий, истинно петербургский человек, преданный школе. Она все показывала в полную ногу, с нюансами, с характером движения. Не только научила нас характерному танцу, но привила любовь к театру, искусству вообще. Она как бы включила наши эмоции. Так с каждым годом привязанность к балету у меня все отчетливее превращалась в любовь.

- Вы как-то сказали, что физика в балете идет от головы.

- В школе педагоги часто говорили: "Хорошая голова лучше способного тела". Можно много наработать, скрыть недостатки и делать акценты на своих достоинствах при умной работе, потом даже уставать от репетиций будешь меньше. Еще очень важно суметь к физическому и техническому совершенству танцовщика добавить свое внутреннее духовное и культурное образование.

- Зачем вы остались в школе на лишние два года? Могли бы выпуститься уже в 17 лет: балетная карьера ведь и так короткая...

- Была внешняя причина: появилась возможность получить диплом бакалавра. Но это не главное. Во-первых, я еще не чувствовала себя готовой для работы в театре, но самое важное то, что наш курс последние два года взяла Людмила Валентиновна Ковалева, педагог от Бога, мастер и профессионал с большой буквы, заставляющий тело и ноги говорить. Да-да: многие движения она соединяет со словами, и ты, проговаривая их во время танца, наполняешь его тем смыслом, который хочешь вложить.

- Вы как-то сразу перешли на взрослых героинь: Мирту, Фею Сирени, Никию...

- Машу в "Щелкунчике" я тоже танцевала - в школе, даже ездила на гастроли с академией, это был мой первый ведущий спектакль. Но следующим полным спектаклем, уже в театре, стала "Баядерка". Мне хотелось скорее почувствовать себя независимой, отвечающей за поступки, и я стремилась всю детскость заменить серьезностью, драматизмом, страданиями. Отсюда интерес к драматическим ролям вроде названных вами или, допустим, Анастасии в "Грозном". Но теперь я иначе думаю. Мне хочется и озорства, и веселости, и юности. Так что к Маше я, может, еще вернусь.

- Какая книжка на вас сильно повлияла?

- Трудно назвать одну. Сколько себя помню, всегда читала. Сначала романтические истории - такие, как "Поющие в терновнике" Маккалоу. Со временем мне стали интересны психологические романы со сложными отношениями. Один из моих любимых современных фильмов - экранизация "Идиота" с Евгением Мироновым в главной роли - открыл мне этот великий роман Достоевского. Одно время я зачитывалась мемуарами Берберовой и Ходасевича, Одоевцевой и Гумилева, открыла для себя богатейший язык Набокова. Недавнее открытие - "Нетерпение сердца" Цвейга.

- Как спасаетесь от суеты жизни и театра?

- Я выросла в большой семье, но смогла выделить свою внутреннюю территорию, где только я и мои близкие. Мне не нужно много общения, я не тот, кто восстанавливает энергию в большой компании. Люблю природу, стремлюсь в горы, на море. Одна или с любимым человеком. А когда природа в недоступности, я снова улетаю в книгу.

- С вами как-то даже неудобно говорить об интригах, которые, увы, почти неотрывны от балета.

- Знаете, всегда были люди обиженные, взвинченные собственными неудачами или другими людьми. Я живу своим миром, в который не всех пускаю просто из потребности защитить его. Мне всегда важно было найти человека, с которым я говорю на одном языке. Такими людьми стали мои педагоги: Елена Анатольевна Шерстнева, Людмила Валентиновна Ковалева в Петербурге, Марина Викторовна Кондратьева в Москве в Большом театре. Недавно я познакомилась с замечательными людьми, Виктором и Агнетой Валку, которые переносили в Большой "Онегина". В репетиционных залах нет места интригам, если хочешь чего-то добиться и самодостаточен. Какое мне дело, если за спиной шепчутся? Сцена расставляет всех на свои места, там не спрячешься за интриги.

- Расскажите о работе с Пьером Лакоттом над новым балетом.

- Балеты Лакотта - это всегда большой праздник танца, поэтому и хореографического текста у персонажей очень много. Изобилие вариаций, выходов, адажио, насыщенных мелкими движениями, создает впечатление, что танцовщик плетет кружево ногами. Вторая трудность - быстрый темп, который нужен для мелкой техники. Балеты Пьера очень полезны для выработки стоп и физической выносливости. И потом, "Марко Спада" - красивый костюмированный спектакль, мне нравится побыть маркизой, выходить в белом парике и длинном бархатном платье.

- А каково это - с детства знать, что нельзя съесть пирожок?

- Когда действительно любишь труд, который определил твою жизнь, ограничения и диеты не воспринимаются как нечто жуткое, это просто образ существования. И пирожок - не такая уж страшная жертва.

- Что из увиденного недавно потрясло?

- Меня не в первый раз потрясают спектакли хореографа-режиссера Анжелики Холиной, которая поставила в театре Вахтангова "Кармен", "Анну Каренину", а теперь вот - "Отелло". Она ставит хореографические спектакли на драматических актеров, и, что интересно, мой балетный глаз совершенно не видит дилетантства в исполнении. Все подчинено музыке, идее, танец актеров захватывает, ты чувствуешь правдивость на сцене без малейшей затянутости. Но самое главное - спектакли заставляют задуматься о ценностях жизни.

Наше досье

Ольга Смирнова

родилась в Санкт-Петербурге. Ведущая солистка Большого те¬атра. В 2011-м окончила с отличием Академию русского балета имени Вагановой и была принята в труппу Большого. Станцевала свыше 10 больших партий - Мирту в "Жизели", Фею Сирени в "Спящей красавице", Аспиччию в "Дочери фараона", Никию в "Баядерке", сольные роли в "Драгоценностях" Джорджа Баланчина, Терпсихору в "Аполлоне" Баланчина, Анастасию в "Иване Грозном" Юрия Григоровича, Одетту-Одиллию в "Лебедином озере", Татьяну в "Онегине" Джона Крэнко. Обладательница Гран-при Михайловского театра за 2009 год. В 2013-м получила главный балетный приз - "Бенуа де ля данс".

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3582
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Корявое словосочетание. Хотя кто знает, не идет ли дело к тому, что именно в Минкультуры и создадут такой отдел

Сергей Беднов
Труд
На записи «Песен года – 2025» не появилась Лариса Долина. «Галя, у нас отмена»? Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На записи «Песен года — 2025», в финале, когда по традиции участники выходят на сцену, Долиной среди них не оказалось. По Сети тут же пошла волна — культура отмены, культура...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3326
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Роман о «грязном мире российской олигархии», который написала Риз Уизерспун, попал в топ бестселлеров The New York Times

Труд
Откуда Риз известны реалии Рублевки, звезда «Блондинки в законе» не уточняет. Фото: Giada Papini Rampelotto/EuropaNe, globallookpress.com

Обладательница премии «Оскар» Риз Уизерспун совместно с автором детективов Харланом Кобеном написала роман. Главная героиня — военный хирург Мэгги Маккейб. Ее муж погибает, сама она из-за ошибки лишается медицинской...

Разговор с Марией Кирилловной Лавровой - о профессии, родителях и жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото: Yury Pilipenko, globallookpress.com

Фамилия Лаврова обязывает и дисциплинирует, с ней невозможно халтурить ни на сцене, ни в жизни, считает продолжательница династии, дочь прекрасного актера Кирилла Лаврова. Сама Мария Кирилловна — заслуженная...

В свет вышла книга-исповедь журналиста Евгения Широкова

Анатолий Журин
Труд
Евгений Широков. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Редко кому удается в таких подробностях сохранить в памяти события, свидетелем которых тебе выпало быть за 65 лет служения своему делу. У моего старшего товарища, журналиста от Бога Евгения Широкова это получилось....

Культура 19:01 / 06 Декабря 2025 2973
Куда смотрят женщины?

Онлайн-кинотеатр KION накануне Дня матери попытался выяснить предпочтения женской составляющей аудитории

Труд
Среди любимчиков наших зрительниц - герой Павла Прилучного в сериале «Жизнь по вызову». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Онлайн-кинотеатр KION накануне Дня матери попытался выяснить предпочтения женской составляющей аудитории и, в частности, то, как они меняются с возрастом и какие фильмы и сериалы чаще всего попадают в повторные...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Volkmar Heinz, globallookpress.com

Эти чудеса рядом с нами. Кажется, только руку протяни — и вот они, возникшие из памяти, из детских ощущений, которые и спустя десятилетия не выцветают, не утрачивают запахи и звуки. Многие громкие...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?