Лекции о музыке Михаила Казиника стали в последнее время одной из ярких красок в художественной жизни разных городов России — от Москвы до
— Воспитанник Ленинградской консерватории, вы 19 лет назад уехали из России. Что заставляет вновь и вновь приезжать сюда и читать просветительские лекции? Ведь вы нашли в Швеции вторую родину — не только выучили шведский язык, но и имеете там своего зрителя.
— Начнем с того, что на самом деле я никакой не эмигрант, а абсолютно здешний, российский человек. Я одеваюсь
Поэтому Швеция для меня — как красивая морская ракушка, домик, куда можно в случае чего спрятаться.
— И тем не менее можно было и дальше спокойно жить на Западе…
— Конечно, и я достаточно там сделал, чтобы жить спокойно в своем доме, ездить по хорошим дорогам, встречаться время от времени с хорошими людьми и писать свои книги… Но я вижу, что происходит в России, и очень остро ощущаю опасность для нее, для культуры, которая существует тут по остаточному принципу. Да, конечно, здесь есть прослойка людей, которые ходят в театры и консерваторию, но она столь крохотна, столь ничтожна, что в общей своей массе не играет никакой роли, не влияет на общество, не создает в нем определенной атмосферы отношения к искусству, к культуре, к философской мысли… Ведь, с другой стороны, на людей обрушивается огромный поток тупого сознания, тупой музыки, тупых передач. Речь идет о катастрофе колоссального масштаба, которая не оценивается сейчас и о которой практически не говорят. То есть получается такой пир во время чумы. Вот поэтому, несмотря на все трудности, я здесь. Я не могу быть нигде в другом месте. Это моя карма.
Кроме того, я так привык за годы советской власти бороться, что, когда Запад принимает мои высказывания, мои спектакли, мои выступления, фильмы, мне становится немножко скучно — хочется, чтобы
Моя задача —
— Вы чувствуете отдачу после своих лекций?
— Да, мне очень много пишут люди. Раньше это были традиционные письма, теперь общаемся через интернет. Например, молодой человек написал мне, что, посмотрев мои фильмы, он вдруг понял: «Я потерял самое главное, а ведь мне уже 20 лет!» И он бросился наверстывать — читать книги, о которых я говорил, слушать музыку, о которой я рассказывал. «Вы — единственный, ни школа, ни университет, ничто и никто не смогли мне дать миллионной доли того, что я получил в
— В своей книге «Тайны гениев» вы пишете, что «всякое слово убивает музыку как космическую гостью», и все же именно о ней, о музыке, вы ведете свои просветительские беседы. Это же противоречие самому себе!
— Понимаете, восприятие подлинного искусства всегда требует определенной интеллектуальной и эмоциональной подготовки. Есть, конечно, и второй вариант — никакой подготовки, а просто некий неожиданный эмоциональный скачок.
Вот скажите, почему 300 лет назад крестьяне в Германии воспринимали Баха, почему не жаловались на «непонятность» музыки? А потому, что во время воскресной мессы думали не о сельском хозяйстве, они думали о Боге! Все! Вот объяснение.
Я
Или возьмите урок музыки, урок пения в школе. Ведь все советские дети прошли систему Кабалевского, где половину урока надо петь. Это же глупость — урок пения! Урок должен быть только один — урок слушания музыки, восприятия музыки как великого явления. А вот когда ты уже полюбил музыку, собирайся в кружки, пой, играй на музыкальных инструментах, как это делается во многих западных странах. Музыка — это не песня, танец и марш. Музыка — это крик, это стон, это потрясение, это вздох, это волна, это энергия, это любовь! Но самое важное, что музыка объединяет нас с космической энергией. Поэтому я разработал совсем иной принцип восприятия. Моя задача — не информировать ленивого человека, который вместо меня не пойдет в библиотеку или не прочитает дома спокойно книгу. Моя задача — ввести в ранг волны исполняемую музыку так, чтобы человек был выбит из повседневной колеи, чтобы он отбросил все свои мелочи и заботы, чтобы ощутил эти космические волны, эту энергию. Чтобы хоть на один час в году он ощутил свою соединенность с другими людьми как с собратьями по культуре и по искусству, а не по способам добывания пищи.
Моя задача — создать этот направленный поток, поток психологический, эмоциональный, поток энергетический, при котором человек независимо от
— Как вы нашли такую форму подачи, соединяющую музыку, философию, лингвистику, театр? Как родились эти взаимосвязи?
— Конечно, этот был метод. Свои первые лекции я прочитал в
Я понял, что все искусство цивилизации можно изобразить в виде пирамиды, у подножья которой — вербальность, слово. Выше идет поэзия, где слова теряют вербальную примитивность и становятся частью неизреченного. Еще выше — изобразительное искусство, когда выразить можно больше, чем изобразить, и, наконец, на вершине пирамиды высшая форма искусства — музыка. Может быть, человечество и развивалось для того, чтобы после всех ужасов Вавилона, когда все языки смешались, найти один общий язык. И этот язык — музыка. Ибо для настоящего ценителя, находящегося на волне восприятия искусства, слушание музыки является самым глубоким, самым серьезным, самым высоким процессом.
— У вас много интересных, а иногда и спорных трактовок тех или иных музыкальных и литературных явлений. Например, вы утверждаете, что Сальери убил Моцарта вовсе не
— Моя задача в чем? Возбудить, заставить думать. Я обычно говорю несогласным со мной: глупенький мой, хороший, ты вчера еще об этом не думал, а сегодня ты со мной не согласен. Какое счастье! Ты не согласен со мной в оценке музыки Моцарта, а вчера ты его вовсе не слушал. Счастье в этом несогласии, давайте спорить! Давайте спорить не о том, на ком сегодня женился или не женился Коля Басков, а действительно ли у Моцарта
— Вы обладаете даром воздействия на аудиторию, способны заразить, увлечь слушателя. На Украине существует даже ваш
— Я верю в огромную сферу духа, которую мы называем разными именами, в ноосферу Вернадского. Из этой сферы более или менее открытые люди и черпают силу и энергию. Тех, кто берут ее максимально, можно назвать гениями. Я питаюсь любовью к искусству и любовью к людям, и моя мечта — их соединить. Есть люди, которые ужасно одиноки без искусства, но не знают, отчего они так страдают. Моя задача — свести их с искусством и друг с другом. Кто то, конечно, испугается и убежит, но