03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АЛИСА И ЛИЦЕДЕИ

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 14 Января 2005г.
В городе на Неве состоялись две громкие премьеры - "Оскар и Розовая Дама" в театре Ленсовета и "Антоний и Клеопатра" в театральном товариществе "Комик-Трест". Билеты на эти спектакли распроданы на месяц вперед в основном из-за двух актрис: Алисы Фрейндлих и Натальи Фиссон.

Спустя 22 года Фрейндлих, работающая последние годы в БДТ, вновь вернулась в родной дом на Владимирской площади, чтобы в качестве приглашенной актрисы участвовать в спектакле "Оскар и Розовая Дама". Она, конечно, догадывалась, что здесь ее по-прежнему любят. Но знала Фрейндлих и другое - все ждут от нее чего-то нового, такого, чего она раньше никогда не играла.
Пьеса Эрика Шмитта "Оскар и Розовая Дама", специально написанная для 80-летней французской актрисы Даниэль Дарье, как нельзя лучше подходит для актерской индивидуальности Алисы Бруновны. К тому же сюжет поразительно жизненный и в то же время фантастический. Дама преклонных лет, добровольно помогающая тяжелобольным детям, после смерти подростка по имени Оскар находит в его палате письма к Богу, которые она посоветовала писать, когда узнала, что ему осталось жить всего 12 дней. И так, в день по письму, Оскар просит у Всевышнего мужества и стойкости, пытается представить свою взрослую жизнь, какой она могла бы быть. Эти фантазии настолько конкретны, что Даме кажется, будто мальчик "поселился" внутри нее, поэтому начинает действовать от его имени, ничуть внешне не меняясь.
В спектакле все условно и в то же время достоверно. Так, любимая девочка Оскара, лежащая в соседней палате, изображается в виде голубого шарика, и мальчик (читайте - Алиса Фрейндлих) общается с ним, как с возлюбленной. А когда девочка выписывается из больницы, то он отпускает этот шарик, понимая, что теперь ему предстоит доживать без нее. Если поначалу в малыше живет страх смерти, то потом он исчезает, ведь Оскар проживает один день - как десять лет, и умирает "глубоким стариком" в 120 лет. Я поинтересовалась у худрука Ленсовета Владислава Пази: мог ли он осуществить эту сложную постановку с другой актрисой?
- Конечно, нет, - ответил Владислав Борисович. - Как только я пришел в этот театр, то сразу же стал думать, как бы заманить сюда Алиса Бруновну? И вот, когда мне попала в руки пьеса Шмитта в переводе Ирины Мягковой, я немедленно передал ее Фрейндлих с предложением сыграть это у нас. Работали мы очень напряженно, жанр своего будущего спектакля определили как лирическую мистерию. Ведь речь в нем идет об обретении Бога, о мужестве, терпении и стойкости маленького человечка, жизнь которого так скоропалительно оборвалась. В течение трех часов Алиса Бруновна держит в напряжении зрительный зал, и у меня, режиссера, как это ни покажется странным, создается впечатление, что в спектакле играет не она одна, а несколько исполнителей.
В эти дни в Петербурге только и говорят о последней роли Алисы Фрейндлих, о ее юбилейном вечере в БДТ. Ожидали Алису Бруновну и на спектакле "Антоний и Клеопатра" в товариществе "Комик-Трест", так как она обожает этих лицедеев. К сожалению, легенда Петербурга так и не появилась во дворце Ленсовета, где давалось представление, зато было много датчан, шведов, французов, которым обычно показывают "Комик-Трест" как местную достопримечательность европейского уровня. И хотя команда Вадима Фиссона считает себя наследниками Вячеслава Полунина, ныне проживающего в Англии, руководитель "Комик-Треста" учился у Георгия Товстоногова и хорошо разбирается в психологическом искусстве. Видимо, поэтому его представления не похожи на "солянки" из комических реприз. Это всегда полноценные спектакли со своей историей, развитием событий, только форма у них клоунская.
Действие "Антония и Клеопатры" началось с прелюдии в фойе профсоюзного дворца, у которого нет денег даже на краску, чтобы обновить потрескавшиеся стены. Несмотря на убогий интерьер, публика чувствовала себя комфортно: пила бесплатно красное вино, слушала музыку... Всем не терпелось увидеть египетскую царицу Клеопатру. Будет ли она так же прекрасна, как Элизабет Тейлор в американском фильме "Антоний и Клеопатра", или Наташа Фиссон опять предстанет в уродливой маске?
Начало представления выглядело пугающим. Пройдя по темным катакомбам египетских пирамид со светящимися мумиями, зрители оказались в зале, где в клубах дыма появлялись инопланетяне в длинных сверкающих плащах. Когда же они повернулись к публике, то у каждого из них вместо носа торчала красная картошка. И все сразу же стало на свои места, зрители расслабились - да это клоуны дурака валяют. Хотя режиссер догадывался, что его вряд ли будут упрекать в искажении Шекспира (клоунада есть клоунада), но на всякий случай решил подстраховаться и с помощью видеокартинок на экране провести исторический экскурс в загадочное прошлое английского классика и доказать, что под его именем скрывался совсем другой автор, мол, и тут не обошлось без обмана. А так как на эту тему уже написано немало книг, то "лекция" Фиссона ничего к ним не добавила и не убавила. Зато в какой-то мере оправдала его нахальный замысел сделать пародию на голливудский фильм, где все смешалось в одну кучу: политика, война, прелюбодеяния развратной царицы, вначале отдавшейся Цезарю, потом Антонию. Когда на сцене появляется Наталья Фиссон, слава Богу, без маски, но с жутко размалеванным лицом, публика начинает переживать за субтильного Антония (Николай Кычев): после каждого посещения ложа царицы он еле ноги волочит, и от окончательного физического истощения его спасает... война.
Как вы сами догадываетесь, текста в этом спектакле нет, партнеры объясняются жестами, за артистов говорит их пластика, придуманные режиссером комические этюды на тему власти и любви. Фиссон все подвергает осмеянию, превращает самую трагическую сцену Клеопатры с ядовитой змеей в комикс. Игрушечная змея настолько ленива, что двигаться не хочет, не говоря о том, чтобы кого-то жалить... Но историческая правда должна быть соблюдена - царица обязана погибнуть от укуса змеи, поэтому другого выхода нет, как убить пресмыкающееся и завязать веревкой вокруг шеи Клеопатры.
Мне рассказывали, что на спектакли Фиссона петербуржцы приходят целыми семьями, после этого приводят своих знакомых, а те, в свою очередь, других знакомых. Таким образом, возникает бесконечная цепочка "своих" зрителей. Чем же объясняется такая всенародная любовь? Только ли жанром? Думаю, в первую очередь тут срабатывает мастерство лицедеев, их здоровый оптимизм, который с такой щедростью они дарят людям, будучи уверенными, что радоваться жизни надо всегда. Ведь об этом в своих письмах к Богу писал и маленький мальчик в спектакле "Оскар и Розовая Дама".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников