ПРЕДСТАВЛЯЕМ СОБЕСЕДНИКА
{Bull}ФРОЛОЧКИН Валерий Владимирович - заслуженный металлург Российской Федерации, кандидат технических наук, победитель всероссийского конкурса "Инженер года-2002".
{Bull}Начинал на Челябинском трубном заводе подручным вальцовщика стана горячей прокатки. Как главный инженер и технический директор Волжского трубного завода принял самое активное участие в налаживании производства высококачественных электросварных труб большого диаметра для магистральных нефте- и газопроводов.
- Валерий Владимирович, вы начинали когда-то свою инженерную карьеру в Челябинске - городе знаменитых уральских металлургов и машиностроителей. В Великую Отечественную оттуда на германский фронт направлялись танки Т-34, признанные во всем мире лучшими боевыми машинами того времени. И броня на "тридцатьчетверках" была замечательная, и пушка, ствол которой, в сущности, представляет собой трубу. Почему же, когда потребовались хорошие трубы для наших газопроводов, мы стали кланяться той же Германии?
- Вы, наверное, имеете в виду известный контракт 70-х годов "Газ-трубы". Я поясню. Когда в СССР газовая промышленность находилась еще в начальной стадии развития, для магистральных газопроводов использовались относительно небольшие трубы, диаметром 530, 820, 1020 миллиметров. Но после открытия богатейших месторождений на севере Западной Сибири для транспортировки нарастающих потоков газа потребовались большие, особой прочности трубы - диаметром 1420 миллиметров. У нас их тогда не было. Вот и пришлось Советскому Союзу заключить долгосрочное межгосударственное соглашение с ФРГ. Трубы и кредиты нашей стране предоставлялись в обмен на газ. В городе Мюльгельме был специально построен завод для выпуска миллиона тонн труб для СССР.
- А мы, значит, подняли руки вверх - не умеем делать такие же?
- Да все мы умеем, если захотим. Просто долго раскачиваемся. К магистральным газопроводам для Крайнего Севера требования повышенные - нужны особая прочность, надежное антикоррозионное покрытие. В 80-х годах на Волжском заводе делали трубы диаметром 1420 миллиметров, но с начала 90-х годов их производить перестали. И не только у нас на заводе, но и вообще в России.
- Почему?
- Хотя я истинный "технарь", не буду утомлять читателей излишними техническими подробностями. Постараюсь объяснить ситуацию вкратце. Есть трубы, которые из стального листа сваривают с прямым швом, а есть - со спиральным. В первом случае у металла возникают две точки напряжения, во втором - лишь одна. Явное преимущество. Тем не менее по отношению к спиральношовным трубам (а именно такие мы выпускали) существовало предубеждение. Вызвано оно было тем, что еще в 60-х годах на Ждановском металлургическом комбинате организовали выпуск газопроводных труб со спиральным швом. Но, как говорится, поспешишь - людей насмешишь. "Наверху" требовали форсировать работу. И хотя качество рулонной стали было тогда невысоким, процессы формовки и сварки тоже оставляли желать лучшего, трубы приказали укладывать на трассе. А дальше произошло то, что и должно было произойти в этой спешке: труба не выдержала внутреннего давления, причем разрушение произошло лавинообразно, протяженность разрыва газовой магистрали достигла двух с половиной километров.
Из-за чьей-то халатности и глупости на годы перечеркнули хорошее начинание. Недавние испытания, проведенные в Нижнем Новгороде, показали, что прямошовная труба до разрушения выдержала 1627 циклов специальной нагрузки, а спиральношовная - 4407 циклов, то есть в 2,7 раза больше.
- Понятно. Вопрос и в принципе изготовления, и в качестве изделия...
- Разумеется. И я, как инженер, убежден, что нашей стране по плечу высокие технологии, конкурентоспособная на мировом рынке продукция. Не век же торговать углеводородным сырьем в обмен на зарубежные трубы.
У нас на заводе немало делается и уже сделано для нового качества работы, что вселяет надежду. Многое от инженеров зависит, многое - от менеджеров. Я за постсоветские годы почти десяток директоров повидал. Приходили к нам "чистые" финансисты, далекие от производства. Их главная забота - сиюминутная материальная выгода. Сейчас, слава Богу, к руководству Трубной металлургической компанией, куда входит и наш завод, пришли люди экономически и технически грамотные. Генеральный директор Дмитрий Пумнянский сам работал на металлургическом предприятии, умеет не только считать деньги, но и видеть перспективу развития производства, знает, с чем выйти сегодня и завтра на рынок.
Повторю еще раз: в первую голову - забота о качестве. Сегодня у нас на заводе налажен единственный в мире процесс термической обработки нефтяных и газовых труб. Впервые в мировой практике освоена система оценки их качества так называемыми неразрушающими методами, когда все технологические операции уже завершены.
- Хорошо. Но хватит ли "пороху", чтобы обеспечить российских газовиков надежными трубами отечественного производства?
- Тут надо здраво, по-хозяйски смотреть. Конечно, в ближайшей перспективе Газпром вряд ли сможет полностью отказаться от импорта труб. Скажем, для таких уникальных проектов, как "Голубой поток" и Северо-Европейский газопровод, нужны трубы специальные, которые годятся к работе в агрессивной морской среде. Их можно купить за рубежом. Но если учесть, что расширение газоснабжения потребителей России и экспортных поставок, сооружение подводящих газопроводов и межсистемных перемычек потребует строительства в период до 2020 года более 21 тысячи километров газопроводов и замены 23 тысяч километров старых магистралей, то тут наша волжская труба придется газовикам ко двору.
Кстати, ТМК по выпуску труб сейчас занимает первое место в России, а увеличив недавно в два с половиной раза свои промышленные активы, наша компания вошла также в тройку ведущих мировых производителей труб.
- Когда в ноябре прошлого года я был на вашем заводе, то видел, с какой праздничной торжественностью провожали "в путь" первую трубу нового поколения: об нее даже бутылку шампанского разбили, как о борт корабля на стапеле...
- Для нас это действительно большая победа. И мы уверены, что волжские трубы будут надежно служить на "северах", где берут начало большинство российских газовых магистралей.
- Мне рассказывали, что возникали сложности с транспортировкой стального листа для этих труб...
- Лист этот мы берем в основном на украинском заводе им. Ильича, что в Мариуполе. Везем его на специальных платформах, а летом - по воде. Так что тут ничего особенного. А вот как разгружать 24-метровый "листочек", который весит почти девять тонн, - тут действительно пришлось задуматься. В цехе есть большой кран. Груз захватывает траверза с пятью-шестью магнитами. И все это хозяйство само по себе весит десятки тонн. Рискованно работать - мощности не хватает. Тогда поменяли мы тяжеленную магнитную траверзу на более легкую, с 32 стальными присосками. Включишь пневмонасос - присоски свободно удерживают огромный стальной лист.
Но тут "встали на дыбы" представители госгортехнадзора: "Если все же упадет ваша махина да придавит людей - кто отвечать будет?"
Надо было доказывать, что наше решение правильное. Дал я команду включить компрессор. Подняли девятитонный лист над землей метра на два. Ждем десять минут, двадцать, полчаса - не падает. Отключили компрессор - лист отлично держится на присосках. Пришлось госгортехнадзору сдаваться...
- Валерий Владимирович, вы, можно сказать, "прописаны" на трубных заводах. Это что, потомственная профессия?
- Нет, родители к металлургии не имели никакого отношения.
- А ваши дети?
- У меня три сына. Один - авиатор, другой - юрист, а третий бизнесом занимается, правда, по профессии он тоже инженер-металлург и дело имеет с металлом.
- Вы всю жизнь трудитесь в горячих цехах. Небось тянет после работы на природу?
- Еще как. Я поэтому и поселился за городом, на берегу Ахтубы.
- Рыбалкой увлекаетесь?
- Люблю это дело, особенно подледный лов.
- Есть у вас в жизни заветное желание, которое не удается исполнить?
- Бросить курить...