Новости
Главная Жизнь 01:01 14 Февраля 2003 222
ПЬЕСА ДЛЯ ТРУБЫ

ПРЕДСТАВЛЯЕМ СОБЕСЕДНИКА
{Bull}ФРОЛОЧКИН Валерий Владимирович - заслуженный металлург

Ястребцов Геннадий

ПРЕДСТАВЛЯЕМ СОБЕСЕДНИКА
{Bull}ФРОЛОЧКИН Валерий Владимирович - заслуженный металлург Российской Федерации, кандидат технических наук, победитель всероссийского конкурса "Инженер года-2002".
{Bull}Начинал на Челябинском трубном заводе подручным вальцовщика стана горячей прокатки. Как главный инженер и технический директор Волжского трубного завода принял самое активное участие в налаживании производства высококачественных электросварных труб большого диаметра для магистральных нефте- и газопроводов.
- Валерий Владимирович, вы начинали когда-то свою инженерную карьеру в Челябинске - городе знаменитых уральских металлургов и машиностроителей. В Великую Отечественную оттуда на германский фронт направлялись танки Т-34, признанные во всем мире лучшими боевыми машинами того времени. И броня на "тридцатьчетверках" была замечательная, и пушка, ствол которой, в сущности, представляет собой трубу. Почему же, когда потребовались хорошие трубы для наших газопроводов, мы стали кланяться той же Германии?
- Вы, наверное, имеете в виду известный контракт 70-х годов "Газ-трубы". Я поясню. Когда в СССР газовая промышленность находилась еще в начальной стадии развития, для магистральных газопроводов использовались относительно небольшие трубы, диаметром 530, 820, 1020 миллиметров. Но после открытия богатейших месторождений на севере Западной Сибири для транспортировки нарастающих потоков газа потребовались большие, особой прочности трубы - диаметром 1420 миллиметров. У нас их тогда не было. Вот и пришлось Советскому Союзу заключить долгосрочное межгосударственное соглашение с ФРГ. Трубы и кредиты нашей стране предоставлялись в обмен на газ. В городе Мюльгельме был специально построен завод для выпуска миллиона тонн труб для СССР.
- А мы, значит, подняли руки вверх - не умеем делать такие же?
- Да все мы умеем, если захотим. Просто долго раскачиваемся. К магистральным газопроводам для Крайнего Севера требования повышенные - нужны особая прочность, надежное антикоррозионное покрытие. В 80-х годах на Волжском заводе делали трубы диаметром 1420 миллиметров, но с начала 90-х годов их производить перестали. И не только у нас на заводе, но и вообще в России.
- Почему?
- Хотя я истинный "технарь", не буду утомлять читателей излишними техническими подробностями. Постараюсь объяснить ситуацию вкратце. Есть трубы, которые из стального листа сваривают с прямым швом, а есть - со спиральным. В первом случае у металла возникают две точки напряжения, во втором - лишь одна. Явное преимущество. Тем не менее по отношению к спиральношовным трубам (а именно такие мы выпускали) существовало предубеждение. Вызвано оно было тем, что еще в 60-х годах на Ждановском металлургическом комбинате организовали выпуск газопроводных труб со спиральным швом. Но, как говорится, поспешишь - людей насмешишь. "Наверху" требовали форсировать работу. И хотя качество рулонной стали было тогда невысоким, процессы формовки и сварки тоже оставляли желать лучшего, трубы приказали укладывать на трассе. А дальше произошло то, что и должно было произойти в этой спешке: труба не выдержала внутреннего давления, причем разрушение произошло лавинообразно, протяженность разрыва газовой магистрали достигла двух с половиной километров.
Из-за чьей-то халатности и глупости на годы перечеркнули хорошее начинание. Недавние испытания, проведенные в Нижнем Новгороде, показали, что прямошовная труба до разрушения выдержала 1627 циклов специальной нагрузки, а спиральношовная - 4407 циклов, то есть в 2,7 раза больше.
- Понятно. Вопрос и в принципе изготовления, и в качестве изделия...
- Разумеется. И я, как инженер, убежден, что нашей стране по плечу высокие технологии, конкурентоспособная на мировом рынке продукция. Не век же торговать углеводородным сырьем в обмен на зарубежные трубы.
У нас на заводе немало делается и уже сделано для нового качества работы, что вселяет надежду. Многое от инженеров зависит, многое - от менеджеров. Я за постсоветские годы почти десяток директоров повидал. Приходили к нам "чистые" финансисты, далекие от производства. Их главная забота - сиюминутная материальная выгода. Сейчас, слава Богу, к руководству Трубной металлургической компанией, куда входит и наш завод, пришли люди экономически и технически грамотные. Генеральный директор Дмитрий Пумнянский сам работал на металлургическом предприятии, умеет не только считать деньги, но и видеть перспективу развития производства, знает, с чем выйти сегодня и завтра на рынок.
Повторю еще раз: в первую голову - забота о качестве. Сегодня у нас на заводе налажен единственный в мире процесс термической обработки нефтяных и газовых труб. Впервые в мировой практике освоена система оценки их качества так называемыми неразрушающими методами, когда все технологические операции уже завершены.
- Хорошо. Но хватит ли "пороху", чтобы обеспечить российских газовиков надежными трубами отечественного производства?
- Тут надо здраво, по-хозяйски смотреть. Конечно, в ближайшей перспективе Газпром вряд ли сможет полностью отказаться от импорта труб. Скажем, для таких уникальных проектов, как "Голубой поток" и Северо-Европейский газопровод, нужны трубы специальные, которые годятся к работе в агрессивной морской среде. Их можно купить за рубежом. Но если учесть, что расширение газоснабжения потребителей России и экспортных поставок, сооружение подводящих газопроводов и межсистемных перемычек потребует строительства в период до 2020 года более 21 тысячи километров газопроводов и замены 23 тысяч километров старых магистралей, то тут наша волжская труба придется газовикам ко двору.
Кстати, ТМК по выпуску труб сейчас занимает первое место в России, а увеличив недавно в два с половиной раза свои промышленные активы, наша компания вошла также в тройку ведущих мировых производителей труб.
- Когда в ноябре прошлого года я был на вашем заводе, то видел, с какой праздничной торжественностью провожали "в путь" первую трубу нового поколения: об нее даже бутылку шампанского разбили, как о борт корабля на стапеле...
- Для нас это действительно большая победа. И мы уверены, что волжские трубы будут надежно служить на "северах", где берут начало большинство российских газовых магистралей.
- Мне рассказывали, что возникали сложности с транспортировкой стального листа для этих труб...
- Лист этот мы берем в основном на украинском заводе им. Ильича, что в Мариуполе. Везем его на специальных платформах, а летом - по воде. Так что тут ничего особенного. А вот как разгружать 24-метровый "листочек", который весит почти девять тонн, - тут действительно пришлось задуматься. В цехе есть большой кран. Груз захватывает траверза с пятью-шестью магнитами. И все это хозяйство само по себе весит десятки тонн. Рискованно работать - мощности не хватает. Тогда поменяли мы тяжеленную магнитную траверзу на более легкую, с 32 стальными присосками. Включишь пневмонасос - присоски свободно удерживают огромный стальной лист.
Но тут "встали на дыбы" представители госгортехнадзора: "Если все же упадет ваша махина да придавит людей - кто отвечать будет?"
Надо было доказывать, что наше решение правильное. Дал я команду включить компрессор. Подняли девятитонный лист над землей метра на два. Ждем десять минут, двадцать, полчаса - не падает. Отключили компрессор - лист отлично держится на присосках. Пришлось госгортехнадзору сдаваться...
- Валерий Владимирович, вы, можно сказать, "прописаны" на трубных заводах. Это что, потомственная профессия?
- Нет, родители к металлургии не имели никакого отношения.
- А ваши дети?
- У меня три сына. Один - авиатор, другой - юрист, а третий бизнесом занимается, правда, по профессии он тоже инженер-металлург и дело имеет с металлом.
- Вы всю жизнь трудитесь в горячих цехах. Небось тянет после работы на природу?
- Еще как. Я поэтому и поселился за городом, на берегу Ахтубы.
- Рыбалкой увлекаетесь?
- Люблю это дело, особенно подледный лов.
- Есть у вас в жизни заветное желание, которое не удается исполнить?
- Бросить курить...

Поговорим начистоту на больную тему

Александр Киденис
Труд
Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Почти три десятка лет после казни серийного убийцы Сергея Головкина прожила Россия без смертных приговоров. Теперь Государственная дума выступает за отмену моратория на расстрелы. Причиной стала «кровавая пятница», устроенная...

«К участию в специальной военной операции призывники привлекаться не будут», - заверил министр обороны РФ Сергей Шойгу

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Михаил Мишустин, премьер РФ — Продолжительность жизни в России достигла почти 73,5 года. Такие показатели ни разу не фиксировались в истории СССР и современной России. Вячеслав Володин, спикер Госдумы...

Жизнь 00:10 / 29 Марта 2024 4096
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В Алтайском крае обнаружены 24 поддельные пятитысячные купюры. Но и тут нашелся повод для оптимизма: оказывается, это на 54 фальшивки меньше, чем годом ранее. Впрочем, недалеко от фальшивомонетчиков ушла официальная...

Жизнь 00:03 / 05 Апреля 2024 4033
Календарь: 5 апреля

В этот день в 1242 году войска Александра Невского победили в Ледовом побоище

Труд
Памятник русским воинам и князю Александру Невскому в честь победы на льду Чудского озера в 1242 г. (скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко). Фото: globallookpress.com

1242 Ледовое побоище (битва на Чудском озере). Новгородцы и владимирцы под предводительством Александра Невского разгромили рыцарей Ливонского ордена. 1722 Экспедиция адмирала Якоба Роггевена в первый день христианской Пасхи...

Жизнь 00:01 / 12 Апреля 2024 3973
...А потоп по расписанию

В чем разница между Орском и Амстердамом?

Александр Киденис
Труд
В Орске уже затопило почти семь тысяч домов. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Еще в феврале научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд заявлял: более чем в 30 регионах России ожидаются проблемы в связи с половодьем: «Практически все субъекты Центрального федерального округа сейчас...

Мы почему-то перестаем шутить 1 апреля

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Jason Robinson, globallookpress.com

Я тут вдруг обнаружила, что опять пропустила день, когда «вся спина белая». Не те времена: первоапрельские шутки явно уходят из обихода. Что подтверждает и опубликованный на этой неделе опрос SuperJob....

В этот день в 1970 году с конвейера сошел первый ВАЗ-2101

Артем Скворцов
Труд
Фото из открытых источников

19 апреля 1970 года со сборочного конвейера Волжского автозавода сошел первый автомобиль ВАЗ-2101, прозванный в нашей стране «копейкой». Советскому человеку эта машина, прототипом которой являлся итальянский «Фиат-124»,...

Жизнь 00:00 / 22 Марта 2024 3731
Пряники горчат

Организаторы голосования на избирательном участке автора настойчиво пытались сбить его с пути истинного

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Накануне выборов президента России некий неизвестный с аббревиатурой DIT_MOS донимал меня эсэмэсками, настойчиво информируя, что «москвичи могут стать участниками акции #ВыбираемВместе2024, отдав свой голос на elec.mos.ru»....

Ученого Александра Цветкова обвинили в серии убийств 20-летней давности на основании фоторобота, составленного нейросетью

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Мы уже писали об этой чудовищной истории («Как защитить гражданина от правоохранителей», «Труд» № 017 от 15.03.2024), напомним главное из нее. В феврале 2023 года ученого-гидролога Александра...

Жизнь 00:05 / 29 Марта 2024 3604
Новые Робинзоны

Россиян потянуло к корням: в деревню, в глушь, не обязательно в Саратов

Ирина Хмара
Труд
Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Наши сограждане стали возвращаться в деревню. Такую необычную тенденцию в течение последних нескольких лет фиксируют социологи: городские жители оставляют налаженную жизнь в мегаполисах и, купив заброшенный дом в отдаленном...

Жизнь 00:10 / 15 Марта 2024 3559
Спокойно, это наезд!

Пришла весна, а вместе с ней – сезон электросамокатов. А значит, жди беды

Ирина Смирнова
Труд
Это средство передвижения уже стало поистине стихийным бедствием. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Минувшей осенью, после очередного катастрофического летнего сезона, когда на улицах Петербурга собирали сотни покалеченных и добрый десяток убитых граждан, ставших жертвами нашествия на город средств индивидуальной мобильности,...

В ретейле вводятся квоты для российских товаров

Максим Башкеев
Труд
Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

В наших магазинах прибавится российских товаров. И не только потому, что вырастет их производство, снизятся цены или улучшится качество. В Госдуме сочли этот путь слишком хлопотным и подготовили законопроект, согласно...

Жизнь 00:08 / 29 Марта 2024 3435
Про подонков и людей

Известный телеведущий обозвал жителей Белгорода подонками и паникерами. Их реакция вполне предсказуема

Василий Щуров, заместитель главного редактора
Труд
Такие вот коробки давно уже стали неотъемлемой частью городского пейзажа Белгорода. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

В среду, 27 марта, 2,8 тысячи белгородских детей из прилегающих к границе с Украиной районов на автобусах и поездах уехали в загородные лагеря в соседних регионах. Пока на три недели, а если...

Этот вопрос со всей своей остротой встал после страшной трагедии в «Крокус Сити Холле»

Евгений Акатов
Труд
Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

После страшной трагедии в «Крокус Сити Холле» и ареста предполагаемых террористов, среди которых оказались пятеро граждан Таджикистана, с новой силой вспыхнул вопрос о мигрантах. Наши сограждане называют Россию...

Три удара пришлись на мост, играющий важную роль в перевозках западного оружия и техники 

Скриншот видео Минобороны РФ

В Одессе шестой раз за сутки прогремел взрыв. Об очередном ударе по городу сообщают украинские СМИ. Также сообщается об очередном «прилете» по городу Ильичевск Одесской области. Как отмечает «АиФ», первый удар был нанесен...

Жизнь 00:07 / 19 Апреля 2024 3127
Молчать в трубочку!

Как найти управу на авиационных дебоширов? Проверять их перед посадкой на алкотестере?

Максим Башкеев
Труд
Фото: Frank Hoermann/Sven Simon, globallookpress.com

Как найти управу на авиационных дебоширов? Все гениальное просто. Чтобы неадекватные пассажиры не просочились в салон самолета, перед посадкой их нужно проверить на алкотестере. Дыхнул — и лети на здоровье....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?