03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КАРЕН ШАХНАЗАРОВ: "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ РАЗВАЛИЛИ БИТЛЫ"

Безрук Мария
Статья «КАРЕН ШАХНАЗАРОВ: "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ РАЗВАЛИЛИ БИТЛЫ"»
из номера 026 за 14 Февраля 2008г.
Опубликовано 01:01 14 Февраля 2008г.
В День всех влюбленных в отечественный прокат выходит новая картина Карена Шахназарова "Исчезнувшая империя". Самые известные и любимые публикой картины Шахназарова - "Мы из джаза", "Зимний вечер в Гаграх", "Американская дочь", "Курьер" - становились своеобразными летописями своего времени. На сей раз классические перипетии любовного треугольника разворачиваются в Москве начала 70-х. В канун выхода фильма на экраны корреспондент "Труда" встретилась с режиссером и по совместительству генеральным директором киноконцерна "Мосфильм".

- Карен Георгиевич, почему в начале XXI века вы решили снять фильм о 70-х годах прошлого века?
- Во-первых, мне понравился сценарий, сама история, вне зависимости от того, на фоне какой эпохи она разворачивается. Во-вторых, мне хотелось показать, что революции свершаются отнюдь не на партсобраниях и не на встречах руководителей государств. Главное происходит тогда, когда молодые люди начинают, например, в массовом порядке носить джинсы, слушать "Битлз", ибо именно битлы, считаю я, в конечном счете развалили Советский Союз....
70-е годы прошлого века - это время моей юности, я его хорошо помню. И, надеюсь, знаю, как снимать о нем кино. Хотя главный герой и называет себя демократом и диссидентом, на самом деле он обычный молодой человек, не лишающий себя жизненных удовольствий. Конечно, это в какой-то мере кино и про меня тогдашнего. Я вряд ли смог бы сделать картину о событиях сегодняшнего дня. Да и незачем мне это делать. Для этого есть новое поколение режиссеров, пусть они снимают кино о начале XXI века.
- Вы сделали в своем фильме ставку на молодых, никому не известных артистов. Ход достаточно рискованный для нашего проката...
- Мне хотелось, чтобы молодые герои не вызывали у зрителей посторонних ассоциаций и ничто не мешало следить за сюжетными перипетиями. Мы проводили большой кастинг. Я посмотрел массу молодых юношей и девушек, практически всех студентов театральных вузов Москвы. В результате у нас сформировался именно такой состав: Александр Ляпин - главный герой, Лидия Милюзина - его возлюбленная, Егор Барановский, играющий Степу. На этой троице и держится сюжет.
- Вы руководите главной студией страны, а потому как никто другой владеете ситуацией в нашем кино. Как вам кажется, есть ли преемственность поколений в нашем кинематографе, ведь между эпохой великого советского кино и нынешним российским кинематографом лежит пропасть длиною в 10-15 лет, когда фильмы практически не снимались и на экраны не выходили...
- Действительно, провал киноиндустрии в 90-е годы не мог не сказаться на уровне и квалификации специалистов. Утрачена школа, многие профессии просто потеряны. Большинство режиссеров и продюсеров не знают, каким образом организовать работу на съемочной площадке. Скажем, есть такая профессия - второй оператор. Раньше люди всю жизнь занимались этим ремеслом и были высококлассными специалистами в данной области. А сегодня что происходит? Из одной киногруппы ушел второй оператор, так на его место взяли какого-то парня, который в институте, говорят, неплохо фотографировал, но понятия не имеет о том, что такое лаборатория, экспозиция и как ставить свет.
Во избежание подобной практики мы на базе "Мосфильма" организовали бесплатные годичные курсы среднего звена по четырем направлениям: художник, второй оператор, механики съемочной аппаратуры и монтажеры. Это наиболее дефицитные профессии. Мы выпустили порядка 500 специалистов, все они работают в производстве. На "Исчезнувшей империи" у меня были заняты несколько выпускников наших курсов.
Что касается режиссуры, здесь тоже существует проблема. В свое время во ВГИК на бесплатное отделение могли поступить зрелые люди, имеющие опыт, образование, а теперь существует вредный закон о втором высшем образовании, которое может быть только платным. Тем самым мы отсекли от кино целый пласт перспективных людей.
И если раньше на одном курсе могли встретиться Андрей Тарковский и Василий Шукшин, то сегодня это невозможно. Это тоже одна из причин, почему уровень нашего кино сегодня столь, мягко говоря, невысок.
- Скажите, каким образом в период всеобщего хаоса вам удалось сохранить киностудию?
- Это все благодаря моему предшественнику Владимиру Николаевичу Досталю, который сберег фильмофонд. За счет продажи прав на телепоказы нам удалось сохранить студию, а со временем переоснастить ее. Когда в качестве гендиректора я пришел на "Мосфильм", его техническое оснащение было жутким. Снимали кинокамерами 1980 года выпуска, купленными еще к московской Олимпиаде. А на сегодняшний день мы оснащены ничуть не хуже крупных западных киностудий.
- "Мосфильм", насколько я знаю, сегодня в отличие от советских времен не является производящей компанией...
- На Западе крупным студиям запрещено финансировать кинопроекты, потому что кино - бизнес непредсказуемый и риски разорить студию очень велики. Мы в этом отношении согласны с западными коллегами, и если вкладываем в производство картин, то лишь своими мощностями: предоставляем технику, павильоны. Свою последнюю картину я снимал на "Мосфильме", но деньги на фильм мне предоставили Министерство культуры и частные инвесторы.
- Вы с вашим именем легко нашли деньги на производство картины. А есть ли, на ваш взгляд, шанс у менее именитых кинематографистов привлечь деньги бизнеса в кинопроизводство?
- Уверен, что да. И шансы есть у тех, кто собирается заниматься искусством, а не бизнесом. Вот "Американскую дочь" в 1994-м я сделал за 280 тысяч долларов. И это при том, что основная часть картины была снята в Америке. Мы ошибочно считаем, что американское кино - это один только Голливуд. А там полно независимых студий, которые снимают фильмы за 80 тысяч долларов. С ними вполне можно иметь партнерские отношения. Но "завоевать Америку" не так-то просто. Во-первых, наши кинематографисты не знают языков. Во-вторых, не знают рыночных ходов, потому что деньги на кино можно привлечь не только в России, но и в Европе - за счет Евросоюза, всевозможных грантов и так далее.
- Бюджет "Исчезнувшей империи" составил порядка 2,5 миллиона, примерно таков же бюджет на рекламу, продвижение вашей картины. Она выходит в прокат в количестве 300 копий. Возможно ли в нынешней ситуации окупить подобного рода картину, когда публика, судя по кассовым сборам, жаждет незамысловатых комедий уровня "Самого лучшего фильма"?
- Во-первых, картина окупается не только за счет проката. Мы уже продали права на телепоказ, на производство DVD и уже частично окупили расходы. Уверен, что у малобюджетных картин есть шанс вернуть затраченные деньги. А потом, я не доверяю цифрам проката, потому что у нас нет единой системы контроля за этим процессом. Многие продюсеры объявляют цифры с потолка и трубят о своих мнимых победах...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников