Сергей Колосов, разумеется, не прислушивался к этому отдающему то ли мудростью, то ли цинизмом совету. Пройдя две войны — советско-финскую и Великую Отечественную, — поработав в молодости в театре и на радио, он более полувека назад с головой погрузился в мир кино, веря, что это и есть его призвание, его судьба. И на 91-м году перешагнул порог жизни, добившись весомых профессиональных успехов и ни разу не запятнав свою безупречную человеческую репутацию.

Вклад Сергея Колосова в отечественную культуру, без преувеличения, огромен. Он не только был выдающимся режиссером-первопроходцем, поставившим первый советский сериал «Вызываем огонь на себя», но и долгие годы возглавлял объединение «Телефильм». То самое знаменитое объединение, под маркой которого были выпущены в свет практически все шедевры советского телевизионного кино — от остросюжетных сериалов «Майор Вихрь» и «Адъютант его превосходительства» в постановке Евгения Ташкова до захаровских философичных шедевров «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен». От пушкинских «Маленьких трагедий» и гоголевских «Мертвых душ» в постановке Михаила Швейцера до всенародно любимой рязановской «Иронии судьбы». От камерных «Покровских ворот» Михаила Козакова до эпических революционных саг Валерия Ускова и Владимира Краснопольского «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов»...

Всех этих и еще десятки других мастеров находил, уговаривал снять кино бессменный худрук объединения Сергей Колосов. Он был начисто лишен творческой ревности, а тем более зависти: Сергей Николаевич радовался удачам других как своим собственным. Но, руководя огромным художественным организмом, пробивая чужие замыслы и идеи, протаранивая, если было надо, своим авторитетом режиссера-фронтовика цензурные рогатки, Колосов умудрялся ставить еще и сам. На его счету такие этапные ленты отечественного экрана, как «Укрощение строптивой», «Операция «Трест», «Душечка», «Свеаборг», «Диалог», «Помни имя свое», «Назначение», «Мать Мария», «Раскол», за которые он был удостоен множества государственных и фестивальных наград.

Практически во всех колосовских лентах снималась его жена и муза, прекрасная актриса Людмила Касаткина. Они не просто были замечательным творческим дуэтом — они преданно и нежно любили друг друга. Это было заметно при каждом их появлении на публике. Властная, царственно говорившая или молчавшая «укротительница тигров» Касаткина — и сухонький, интеллигентный, застенчиво-улыбчивый Колосов, не сводивший с нее восторженных глаз. Будучи хорошо знаком с этой красивой парой, доподлинно знаю: прожив вместе более 60 лет, они не мыслили свою жизнь друг без друга. Неслучайно книга, которую они написали, разумеется, вместе, так и называется — «Судьба на двоих». Теперь Людмила Ивановна осталась одна. Конечно, есть преданный сын, есть заботливые внучки, но Сергея Николаевича рядом уже не будет. Как она переживет эту утрату, об этом даже больно и страшно подумать...

Мнение

Алексей Рыбников композитор: «Он снял первые советские видеоклипы»

— В нашем непростом и довольно темном мире это была светлая личность с очень высокими представлениями о чести. Это проявлялось во всем — в творчестве, в любви к Людмиле Ивановне Касаткиной, к сыну Алеше... Другой такой цельной личности даже не припомню. Началось наше сотрудничество с фильма «Командировка в Бонн», потом получившего название «Диалог». Сергей Николаевич побывал на «Звезде и смерти Хоакина Мурьеты» (знаменитая рок-опера с музыкой Рыбникова в «Ленкоме». — «Труд») и пригласил на свою картину. Получился фильм не просто с песнями, а по сути с первыми советскими клипами, хотя мы такого слова и не знали. В них снялись Жанна Рождественская, Геннадий Трофимов… Лента вызвала страшный гнев тогдашнего главы Гостелерадио Лапина, он ненавидел рок-музыку и велел смыть эти клипы. Колосов брался за совершенно разные темы. Если говорить о фильмах, в которых принимал участие я как композитор, это и «Дороги Анны Фирлинг» по Брехту, и «Мать Мария»… Особо хочу сказать про «Раскол» — сериал о Ленине, о котором чего только не снимали, и всегда очень тенденциозно. А он сделал как бы документальный фильм, без всякой идеологии. И ему веришь, потому что его взгляд на мир объективен. Думаю, мы к этому фильму, к другим его работам еще вернемся, потому что они помогают увидеть мир объемнее.