02 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТУРНИКЕТОМ ПО "ЗАЙЦАМ"

Масленникова Алена
Статья «ТУРНИКЕТОМ ПО "ЗАЙЦАМ"»
из номера 086 за 14 Мая 2003г.
Опубликовано 01:01 14 Мая 2003г.
Городу надоело содержать немалую армию контролеров и кондукторов и при этом терять на безбилетниках огромные суммы. В начале года Мосгордума приняла программу по внедрению автоматизированной системы контроля проезда (АСКП) в наземном пассажирском транспорте. Вскоре во всех автобусах при входе будут установлены турникеты.

Транспортники убеждены, что едва ли не две трети пассажиров считают своим долгом обхитрить государство и не платить за проезд.
- А что тут такого! - искренне удивляется моему напоминанию об оплате проезда "заяц" лет тридцати. - Чтобы мне до работы и обратно добраться, в день в среднем нужно около 40 рублей. В общей сложности выходит, что я треть зарплаты должен отдавать. Не платил и не буду платить!
Через пару остановок разговор в автобусе 267-го маршрута превратился в настоящий митинг. И бойкая бабулька-льготница, и женщина средних лет, и мужчина интеллигентного вида - все как один принялись убеждать, что, призывая платить, я веду себя самым оскорбительным образом. А если я чего не понимаю, то объяснить можно и по-другому...
Председатель Мосгордумы Владимир Платонов на пресс-конференции сообщил журналистам, что в прошлом году из-за "принципиальных" неплательщиков только двух районов - Солнцева и Ново-Переделкина в бюджет не поступило более полумиллиарда рублей. Сделав выводы, власти объявили сезон охоты на "зайцев" по-новому. Первые турникеты появились в тех самых районах, где за проезд платили хуже всего. С февраля в Солнцеве и Ново-Переделкине электронный кондуктор дежурит на пяти автобусных маршрутах: 689, 695, 686, 166 и 746. Эффект не заставил себя долго ждать. Только за первый месяц доходы города от транспортных перевозок на этих маршрутах выросли в два раза.
Но если для городского бюджета эффект от нововведения бесспорен, то для пассажиров - немало неудобств. Судите сами. Войти в автобус надо через специально оборудованную переднюю дверь, опустить в отверстие магнитную карту, дождаться, пока автомат, считав информацию, вернет ее...
- Раньше я тратил на дорогу минут десять, - жалуется студент Сергей Володин, с которым я стою в очереди на посадку в автобус 695-го маршрута. - Сейчас меньше получаса не получается. Пока все зайдут, оплатят... А половина еще и не знает, как этими картами пользоваться.
А кондукторы и контролеры восприняли нововведение более спокойно.
- Мне безработица не грозит, - говорит Людмила Ивановна, кондуктор 70-го троллейбуса. - Пока турникеты везде поставят, я уж на пенсию выйду!
По заверениям Владимира Платонова и руководителя Департамента федеральной государственной службы занятости населения Москвы Сергея Дудникова, уровень московской безработицы турникеты не повысят. На московских биржах труда ежегодно предлагается более 170 тысяч вакансий...
В 14-м автобусном парке, на базе которого введена АСКП, мне долго перечисляли положительные стороны нововведения. Старший диспетчер автопарка Любовь Бурцева даже сказала, что в автобусах, оснащенных новой системой, стало почему-то чище. "Еще один немаловажный момент: система оснащена по последнему слову навигации и телематики. Это помогает диспетчерам точно отслеживать местонахождение автобуса. И если в час пик чувствуется нехватка транспорта или происходит какое-либо ЧП, то мы можем направить на этот участок дополнительный маршрут или необходимые службы помощи".
Между тем, как сообщил Владимир Платонов, стоимость одной автоматической системы контроля составляет 2 тысячи долларов. А подвижного состава в Москве - пять тысяч единиц. И это еще не все затраты, которые предстоят. Народ у нас эмоциональный и зачастую привык вымещать возмущение руками. И если живого контролера осмелится обидеть не всякий, то отвести душу на железном желающие найдутся. Кто встанет на защиту турникета и какая кара постигнет хулигана - пока не ясно. Зато определились с главным: финансироваться установка АСКП будет из транспортного бюджета. А он пополняется самими пассажирами. Интересно, сколько времени понадобится нам, чтобы в складчину (по семь рублей за поездку) набрать нужную сумму?
А КАК У НИХ В ЛОНДОНЕ?
В старое доброе время ни один британский автобус не обходился без колоритной фигуры кондуктора. На остановках пассажиры гурьбой заваливались в салон, после чего, уже на ходу, кондуктор вручал каждому длинный, как книжная закладка, билет на проезд. А чтобы не скучать, кондуктор не скупился на простенькие и не очень обидные шутки...
Потом в целях экономии кондукторов почти везде упразднили. Сейчас этих лондонских весельчаков можно встретить только в знаменитых двухэтажных "даблдэккерах", у которых одна задняя дверь. По новому порядку плату за проезд взимает водитель. Все пассажиры обязаны входить в автобус через переднюю дверь и либо покупать у водителя билеты, либо показывать ему проездные. При этом выходят пассажиры из остальных дверей.
Действует система неукоснительно, хотя и не очень нравится лондонцам. С одной стороны, сами водители явно не довольны тем, что приходится заниматься несвойственным им делом. С другой - посадка занимает массу времени (особенно на узловых и школьных остановках), что нервирует пассажиров.
Поговаривают, что отцы города скоро попробуют перевести автобусы на хорошо знакомый россиянам абонементный способ оплаты. Книжечки будут продаваться в магазинах, а компостироваться в автобусах. Но, как известно, в консервативной Британии нововведения проходят не быстро. Так что на остановках народ по-прежнему подолгу толпится у передних дверей и старается отводить взгляд от недовольной физиономии водителя.
Зураб НАЛБАНДЯН, соб. корр. "Труда".
А КАК У НИХ В БЕРЛИНЕ?
Вот и завидуй немецкой честности, восхищайся ею. Легко создаются легенды, действительность куда прозаичнее. Федеральные и земельные власти приняли решение о повышении штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте с 30 до 40 евро: почти 40 долларов - не слабо сдирают шкуру с "зайца" за пару остановок на автобусе?
О причинах этого решения читатель, конечно, уже догадался - в пуританской Германии стремительно растет число безбилетников. Едва в столице разрешили посадку в автобус не только с передней площадки, но и с задней, как количество "зайцев" возросло с 0,3 до 6 процентов. Нововведение практически отменили, и снова в часы пик пассажиры ломятся в одну дверь, показывая "непроходимому" водителю проездные документы или покупая билет, а машины нередко срывают график.
Но что делать? "Мы из-за безбилетников теряем только на автобусах 20 миллионов евро ежегодно", - жалуется Уве Ницген, председатель совета транспортных предприятий Берлина. А в столице с большой нагрузкой работает еще "подземка" и городская железная дорога. Точной статистики не существует, но очень частые контрольные проверки показывают, что на этих видах транспорта бесплатно катается по крайней мере восемь процентов пассажиров.
Точно такое же положение в других крупных и средних (с числом жителей около 60 - 70 тысяч человек) городах Германии. Получше в малых населенных пунктах, поскольку труднее затеряться на фоне добросовестных граждан, но и тут безбилетников хватает. "Вводя новые штрафы, - заявил Инго Пригниц, представитель муниципальных транспортных служб, - мы хотим усилить эффект устрашения". Трудно сказать, удастся ли его достигнуть: "зайцы" в человеческом обличье не столь пугливы (несмотря на обилие строгих контролеров), как эти зверушки в натуральном виде.
Рудольф КОЛЧАНОВ, соб. корр. "Труда".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников