Главная Культура 00:01 14 Июля 2023 4226
Власть «Троицу» любит?

Рублевский шедевр не вернется в Третьяковку

Елена Широян, искусствовед
Икона на 49 лет передается в безвозмездное пользование Троице-Сергиевой лавре. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Вот и завершается полуторамесячное стояние иконы Рублева «Троица» в храме Христа Спасителя. Увезена она туда была на две недели по договору с Третьяковской галереей, до того категорически возражавшей против перемещения экспоната куда бы то ни было из-за проблем с сохранностью шедевра. Однако приказы Минкультуры надо выполнять, и галерея подчинилась. Скандал замяли, пребывание иконы в соборе продлили на месяц по просьбе патриархии — до дня памяти Сергия Радонежского 18 июля. А в минувшую среду, 12 июля, патриарх Кирилл и министр культуры Ольга Любимова в Александро-Невской лавре подписали договор о передаче «Троицы» на 49 лет в безвозмездное пользование Троице-Сергиевой лавре.

Сейчас понятно одно: если бы не Третьяковка, хранившая бесценный памятник с 1929 года и фактически спасшая его для истории, если бы не усилия нескольких поколений сотрудников Государственной галереи, то, вероятно, мы знали бы «Троицу» лишь по репродукциям. Как же вышло, что главный музей отечественного искусства лишился национального шедевра номер один?

Кажется, виновата повышенная добросовестность музейщиков. Ведь для них помимо всей символичности «Троица» — это хрупкий материальный объект, требующий титанических усилий для его сохранения. Третьяковка много лет сопротивлялась передаче иконы церкви «на праздники»: состояние ее настолько проблемное, что только в музее могут обеспечить надлежащие условия.

И это правда: большая и тяжелая, более 140 см высотой и весом 27 кг, икона настолько уязвима, что даже внутри музея ее переносили на руках — боялись вибрации. Ведь в основе иконы — три плохо скрепленные доски. На них 600 лет назад наклеили паволоку (особую ткань), нанесли левкас (грунт) и поверх него — изображение темперными красками. Доски липы от старости и высыхания давно стали расходиться, отчего на иконе появились трещины. Самая заметная проходит сквозь лик и фигуру правого ангела. Неосторожное движение, резкая смена климата — и икона может развалиться, что приведет к осыпанию красочного слоя и гибели памятника.

Именно эти опасения легли в основу заключения о невозможности выдачи «Троицы» из музея, которое 15 мая дал расширенный Реставрационный совет. Поводом для собрания десятков специалистов из различных музеев и центров реставрации стал запрос Министерства культуры, получившего заявку от РПЦ на временную передачу «Троицы» в храм. Эксперты сошлись во мнении, что икона может не пережить перевозки и изменения условий хранения, тем более пребывания в многолюдном действующем храме (а это свечи, сквозняки, скачки температуры и влажности). Никакая сумма страховки тут ничего не гарантирует: даже самые большие деньги не помогут возродить памятник в случае его разрушения.

Однако не прошло и часа, как ответом на то решение экспертов стало сообщение РПЦ о том, что президент РФ вернул ей эту икону! Правда, по закону даже глава государства не может изъять предмет из Музейного фонда и передать кому-либо. Но на что у нас Минкультуры и генералы от нее же, культуры? Они стали успокаивать публику разговорами о восторжествовавшей справедливости, о корректных схемах передачи вещи и даже почему-то обещанием уладить вопросы с реституцией трофеев времен Второй мировой...

Скандал не утих и после запрета сотрудникам ГТГ высказываться о проблеме. Сограждан охватили споры, где должны находиться старинные иконы — в храме или музее. Кто-то сказал: хорошо, что «Троица» не будет больше томиться в «музейной тюрьме». Другие бьют тревогу: что будет с рублевским шедевром? И вообще, зачем понадобилось вносить еще и этот раздор в и без того раздираемое противоречиями общество?

В прошлом году икона ездила в Сергиев Посад. Иерархи требовали этого много лет, но лишь в 2022-м добились участия иконы в торжествах на территории монастыря, в котором она провела около пяти веков. Не беда, что там никто ее толком не видел, поскольку оригинальная живопись была скрыта многими слоями поновлений и лишь в 1918 году раскрыта светскими реставраторами.

Вряд ли кто кроме президента РФ отважился бы на такой шаг: забрать шедевр у музея национального искусства. Но что поделаешь, если надо? Все должны трудиться, и иконы тоже! Патриарх Кирилл вслед за покойным Алексием II давно просил передать эту икону РПЦ. Ведь молится же папа римский на фоне фресок Рафаэля и Микеланджело, а наши иерархи чем хуже?

Впрочем, это лишь эпизод в длящейся уже более полутысячелетия истории «Троицы». Многое она пережила: покрывалась инеем от промерзшей стены храма в Сергиевой лавре, рисковала загореться от полыхания свечей, терпела прикосновение чужих рук, переписывавших лики рублевских ангелов. Носила тяжелые ризы из серебра и золота, цаты (фигурные полумесяцы) с драгоценными камнями — царские подарки, почти полностью скрывавшие изображение. Терпела, пока реставраторы уже в ХХ веке счищали броню старой олифы и пяти поновлений, чтобы добраться до подлинных рублевских красок. Сносила восторги, когда мир ахнул от их сияния. И тихонько стонала, ощущая, как расходятся доски основы, как тянут они за собой левкас, как понемногу осыпается краска...

Прошлогодняя поездка в Лавру стала для «Троицы» серьезным испытанием. После нее реставраторы ГТГ обнаружили на иконе более 60 повреждений грунта и живописи, но сумели найти уникальную технику восстановления. Правда, шедевру предписали полный покой, о котором, похоже, теперь можно лишь мечтать. Ведь реально судьбой его ныне распоряжается не музей, а горстка высокопоставленных чиновников. Не грех, что они не смыслят в темперной живописи — можно и советчиков привлечь. Весь вопрос — каких. После майского решения Реставрационного совета ГТГ и отказа музея выдать икону в храм пресс-секретарь президента заявил, что Кремль обсудит сроки передачи «Троицы» из Третьяковской галереи в РПЦ с экспертами. Какими — не уточнил, но вряд ли речь шла о тех же специалистах, которые консультируют ГТГ, хотя именно они — самые признанные знатоки. Тех, что с именем и репутацией, ни Минкультуры, ни тем более РПЦ слушать не станут.

Хотя не одна лишь Третьяковка била тревогу. В конце мая комиссия по культуре древней и средневековой Руси Научного совета Российской академии наук «История мировой культуры» обратилась к министру культуры с просьбой не допустить разрушения «Троицы» Рублева. Перевозку из ГТГ ученые сочли «серьезнейшей опасностью», угрожающей «разрушением великого произведения искусства и национальной святыни». Помимо упомянутой вибрации риск связан и с невозможностью быстро создать климатическую витрину-капсулу, способную обеспечить стабильное состояние иконы в действующем храме.

Но, судя по всему, в кабинетах, где принимаются решения, призывы ученых не сочли заслуживающими внимания. А спустя неделю разнообразие сувенирной продукции на тему «Троицы» Рублева в храме на Волхонке подтвердило догадки: у РПЦ не было и тени сомнения в успешной реализации «плана возвращения». Параллельно чиновниками решена сверхзадача расправы с институтом независимой экспертизы. Отныне, вероятно, вес будут иметь только те «эксперты», что уполномочены начальством говорить, как велено.

Еще один сакраментальный вопрос: почему икона, вопреки условиям договора, не вернется в ГТГ, где ее знают буквально до микрона, а поедет на наблюдение, как сообщила министр Любимова, во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря? Ответить на него совсем просто. Во-первых, Третьяковку, посмевшую оспорить высшую волю, следует наказать. А во-вторых, нельзя допустить ее специалистов, располагающих современнейшим оборудованием, к исследованию памятника после «гастролей». Вдруг они там еще новые повреждения обнаружат? Не смущает вершителей судеб и то, что «Грабари» не располагают нужными в подобном случае помещениями и должной системой безопасности.

Мало кого также волнует, что длительное пребывание «Троицы» в храмах Москвы и Лавры не облегчит, а серьезно затруднит доступ к ней зрителей. Ведь неминуемое ускорение начавшихся разрушительных процессов, вероятнее всего, вновь и вновь будет приводить икону в мастерские реставраторов. В итоге она превратится в хронически больной памятник, который уже нельзя будет увидеть ни в храме, ни в музее. И еще одно. Демонстративное изъятие знаковой иконы из музейного собрания посылает сигнал обществу: отныне открываются шлюзы для передачи церкви всего, что та пожелает, а любой музей рискует утратить ключевые экспонаты.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 10766
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 6183
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6032
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5958
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 5075
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?