03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КАЗНА ДВОИХ НЕ ВЫДЕРЖИТ

Дьяченко Александр
Опубликовано 01:01 14 Ноября 2000г.
О том, что в России активно воруют, известно давно. Полное собрание рецептов борьбы с этим злом составило бы не один том. А в Госдуме вскоре будет рассмотрен законопроект, введение которого, как считают, способно радикально изменить ситуацию в сфере нецелевого использования госфинансов.

Нынче большие деньги воровать не принято. Их зарабатывают. Как это делается? Возьмем, к примеру, агропромышленный комплекс. Ежегодно ему выделяются многомиллиардные государственные льготные кредиты. Льготные - значит, часть процентной ставки компенсируется государством. Необходимые для этого средства заложены в бюджете. Кроме того, сельскому хозяйству также выделяются дотации. Это тоже государственные средства, предусмотренные в бюджете. В принципе в такой практике нет ничего необычного. Во многих развитых странах мира сельское хозяйство дотируется государством. В наших же условиях "рискованного земледелия" без дотаций просто не обойтись. А продовольственное самообеспечение - важнейшая статья безопасности страны.
Любопытно другое: до недавнего времени все кредитование АПК было отдано на откуп коммерческим банкам. Помните, был такой огромный банк - СБС-Агро? Создатель и владелец "Столичного" Александр Смоленский был вхож в самые высокие кабинеты власти. Его могущество обеспечивалось именно за счет бюджетных денег, предназначенных для сельского хозяйства. Поступали с этими деньгами просто. Где-нибудь в российской глубинке банкиры находили какое-нибудь совершенно никчемное хозяйство, подчас существовавшее лишь на бумаге. По договоренности с банком от имени хозяйства оформлялась заявка на получение льготного кредита. Номинальный руководитель хозяйства "подмахивал" соответствующие бумаги, получал от этого кредита какую-то небольшую долю - откат, а остальные деньги тратились на приобретение каких-нибудь несуществующих семян (помните недавнее заявление Генпрокурора Устинова о разворовывании семян в Чечне?). Понятно, что такой кредит почти никогда не возвращался кредитору, то есть государству.
Практика использования коммерческих банков для проведения государственной кредитной политики, направления государственных средств в различные сектора экономики и сегодня достаточно распространена. Проблема здесь не только в чьем-то злом умысле. Высокая роль государства в экономике - качественная особенность России. На государство ложится главная ответственность по поддержанию всех систем жизнеобеспечения. В стране, где большинство населения живет в северных широтах, мы не можем перейти на вполне рыночную систему электро-, газо-, теплоснабжения, которая, быть может, хороша где-нибудь в Бразилии. Ведь речь идет о системах выживания, жизнеобеспечения наших граждан. То же относится и к сельскому хозяйству, северному завозу и т.д. Соответствующих же государственным задачам банковских механизмов за время реформ создано не было.
Почему у нас ежегодный аврал с северным завозом? Потому, в частности, что деньги на него даются через коммерческие банки. А заниматься этим, по мнению многих экспертов, должен, скажем, Российский банк развития. Теперь, после принятия Госдумой соответствующего закона, такая структура будет создана.
Сегодня специалисты обсуждают тезис: в системе государственной поддержки различных отраслей эффективно работают только государственные кредитные организации, деятельность которых четко регламентирована. Именно на основе такого подхода и был разработан законопроект о внесении дополнений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в части упорядочения участия государства в капиталах кредитных организаций.
Речь идет о создании банков со 100-процентным государственным участием - Российского сельскохозяйственного банка (Россельхозбанк), Государственного специализированного российского банка развития (РБР) и Государственного специализированного Российского экспортно-импортного банка (Росэксимбанк).
Россельхозбанк будет осуществлять операции со средствами федерального бюджета и внебюджетных фондов, направляемыми на финансирование агропромышленного комплекса, а также банковское обслуживание сельскохозяйственных производителей при осуществлении государственных программ по поддержке АПК. И здесь мы не изобретаем ничего нового. Во всем мире существуют специализированные агентства, которые доводят сельскохозяйственные дотации до конечного потребителя.
Формально такие кредитные организации уже созданы и имеют лицензии. Однако они пока в полной мере не осуществляют поддержку государственных программ. Почему это происходит? На сегодняшний день чиновникам выгодно пропускать соответствующие финансовые потоки через коммерческие банки, проводя липовые конкурсы, организуя взаимозачеты. В том же агропромышленном секторе, который уже обжегся с СБС-Агро, по-прежнему процветает практика кредитования через комбанки.
Очень много государственных программ реализуется во внешнеэкономическом секторе. Например, Россия финансирует строительство АЭС в болгарском городе Козлодуй. По сути, правительство кредитует российские организации, ведущие там строительство и поставляющие на объект различное оборудование. Обслуживанием такого рода проектов смог бы заниматься Росэксимбанк.
Отдельная тема - работа с государственными долгами. Индия, например, осуществляет в счет долга различные поставки в Россию. Сколько уже было скандалов, связанных с Национальным резервным банком, который взял на себя эти функции! Избежать подобных ситуаций можно в том случае, если этим будет заниматься государственный специализированный банк, где работают государственные служащие, деятельность которых жестко регламентирована.
Во всем мире с коррупцией и казнокрадством борются посредством именно жесткой регламентации деятельности чиновников. Первое, что сделал Рузвельт, став президентом, объявил, что ни один чиновник не должен появляться на Уолл-Стрит, то есть участвовать в коммерческой деятельности. Разработанный в Госдуме закон предусматривает такие же ограничения для госслужащих.
Более того. Если государственные финансы не будут смешиваться с частными, станет значительно проще проконтролировать их прохождение. И Счетной палате, и всем правоохранительным органам будет легче работать. Все это позволит в значительной степени вывести российскую экономику из тени.
Почему у нас сейчас бюджет стал понятнее и прозрачнее? Раньше чиновникам предоставлялась слишком большая свобода в распределении государственных средств. Сегодня все прописано гораздо более четко. Но и это не предел. Может быть, через несколько лет наш бюджет будет похож на бюджет Германии, который состоит из множества томов и где все расписано до последнего пфеннига...
Основные концептуальные положения закона разделяют не только депутаты Государственной Думы, но и правительство. Впервые за долгие годы предпринимается попытка создать специализированные государственные кредитные организации для обслуживания государственных целевых программ на возвратной основе.
И все же аплодировать рано. Известно немало примеров, когда и "под крышей" государства воровства - хоть отбавляй. И очень уж странная, согласитесь, тенденция: вчерашние нувориши, нажившие состояния на бюджетных деньгах, вдруг беззаветно возлюбили государство. С чего бы это? Нынче не из власти в бизнес идут, а наоборот: крупнейшие бизнесмены вдруг становятся влиятельными госчиновниками. Например, бывший глава почившего в бозе банка "Менатеп" Михаил Зурабов ныне возглавляет Пенсионный фонд России, обороты которого превышают 1 млрд. долларов в месяц. Случаи же обратного перемещения теперь единичны и порой даже анекдотичны. Так, бывший министр финансов Александр Лившиц теперь возглавляет банк "Российский кредит", вернее, то, что осталось от банка после банкротства...
Мздоимство и казнокрадство не исчезнут сами собой. Тем более если им не противодействовать всерьез. Эффективны ли будут предпринимаемые нынче усилия? Надежда есть. Сами разработчики закона предпочитают широко его пока не комментировать. Ведь закон-то надо еще принять...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников