04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РУССКОЕ ГНЕЗДО ЛЮФТВАФФЕ

Городецкий Владимир
Опубликовано 01:01 14 Декабря 2000г.
В истории Великой Отечественной войны есть странный факт, связанный с городом Липецком. На него фашистские летчики не сбросили ни одной авиабомбы, хотя соседние Воронеж и Елец (не говоря о Белгороде) превратили в руины. Почему? Кое-кто из местных жителей, вероятно, с самого начала войны догадывался, в чем тут дело. Но лишь недавно рассекречены документы, проливающие свет на эту тайну.

ТАЙНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В соответствии с Версальским договором, подписанным по итогам первой мировой войны, Германия была лишена права иметь тяжелое вооружение, боевую авиацию и проводить массовую подготовку военных кадров. Но немецкие военные сразу же приступили к поиску возможностей для того, чтобы обойти требования. Эти их стремления нашли известное понимание в России.
Как известно, наша страна вышла из гражданской войны с почти полностью разрушенной промышленностью, и альянс с таким индустриальным гигантом, как Германия ей был на тот момент крайне выгоден. Начало военно-политическому сотрудничеству положил Рапалльский мирный договор с немцами, подписанный в 1922 году. Нарком иностранных дел Г.Чичерин, не скрывая радости, заявил, что этот договор окончательно устанавливает дружественную связь между Советской республикой и угнетаемой империалистическими правительствами Германией. Дружба оказалась похожей на айсберг. Открытая часть - красивые слова и заверения, скрытая - запрещенная Версальским договором деятельность по возрождению милитаристской мощи Германии. В Россию по Балтийскому морю через Петроград - Ленинград начали поступать машиностроительная техника, инженерные кадры для разворачивания секретных военных производств. Сегодня мало кто знает о том, например, что к началу 30-х годов в нашей стране производились первые модификации "юнкерсов". Правда, в гражданском варианте. Они осуществляли авиаперевозки из Москвы в Нижний Новгород, Минеральные Воды, Киев, Харьков. Но львиная доля построенных самолетов уходила в Германию, где их оборудовали приемниками для авиабомб и устройствами для их сбрасывания.
Подобные факты, конечно, тщательно скрывались от мировой общественности. Лишь недавно рассекречено постановление политбюро ЦК ВКП(б) от 1929 года "О существующих взаимоотношениях с рейхсвером". В нем, в частности, записано:
"1) потребовать от немцев усиления конспирации в сотрудничестве обеих армий, а также гарантии недопущения разглашения в печати каких бы то ни было сведений, касающихся этого сотрудничества;
2) потребовать от немцев компенсации за пользуемые ими наши здания и земельные площади... в виде арендной платы".
В соответствии с этим постановлением в России были созданы учебные центры для подготовки немецких танкистов, химиков, летчиков. Наиболее крупную авиашколу сформировали в 1929 году в Липецке.
ЦЕНА "ДРУЖБЫ" - ЖИЗНЬ
В 1929 году в небе над Липецком закружили аэропланы совершенно незнакомой для местных жителей конструкции, к тому же без опознавательных знаков. Люди, воевавшие в первую мировую на германском фронте, озабоченно наблюдали за ними. Примерно такие, бывало, появлялись над русскими окопами, забрасывая их бомбами и поливая свинцом из пулеметов. Но "липецкие" аэропланы вели себя вполне мирно. Нередко пилоты, пролетая над городом, перегибались через борт и приветливо помахивали белыми платочками...
Аэропланы, как их тогда называли на иностранный лад, не были диковинкой для захолустного Липецка. Здесь вскоре после окончания гражданской войны базировалась эскадрилья самых мощных в то время бомбардировщиков "Илья Муромец". Но те были привычных очертаний, а эти своим необычным видом вызывали удивление и даже опаску. Пилоты и механики тоже оказались какими-то необычными. В разговоры с местным населением не вступали, держались особняком. По городу вышагивали как гуси, полустроевым непривычным шагом.
Иногда на глазах у населения за окраиной случались авиакатастрофы. Пилоты выполняли сложные воздушные фигуры, разгоняли машины до предельной скорости, но с управлением не справлялись и врезались в землю неподалеку от аэродрома. Прощались с погибшими летчиками тоже непривычно: ни оркестра, ни траурных речей. Забирали останки с места катастрофы, клали в аккуратные сосновые ящики и куда-то увозили. Позже по городу поползли слухи, что отправляли погибших морским путем в Германию. Потому что и летчики, и самолеты, и обслуживавшие их механики были оттуда.
Сначала немецкие курсанты жили на частных квартирах. Но это нарушало секретность их пребывания в Липецке. Потом им стали строить жилые дома, и делали это так аккуратно и надежно, что многие здания и по сей день служат жильем гарнизону российских летчиков, который с 1929 года практически не менял своей дислокации в Липецке.
Для техников и мотористов жилье не требовалось. Их стали набирать из местных. Когда после прихода нацистов в Германии к власти школу расформировали, с теми, кто готовил к полетам немецкие аэропланы и был в постоянном контакте с пилотами люфтваффе, стал "разбираться" НКВД. Все эти люди, как и их квартирные хозяева, исчезли. Видимо, всех их квалифицировали как пособников германских шпионов..
Как известно, не поздоровилось и высшему командованию Красной Армии, которое стояло у истоков советско-немецкого военного сотрудничества. Одной из первых жертв стал непосредственно участвовавший в переговорах с немцами и часто бывавший в Германии маршал Тухачевский. Потом был расстрелян начальник разведки НКВД Берзин, а вслед за ними - многие другие причастные к этой (и не только, понятно, к этой) тайне.
ФАШИСТСКАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ?
Анализируя результаты такого сомнительного сотрудничества СССР с Германией в те годы, нельзя не признать, что, конечно, немцы объективно оказали нам изрядную помощь в становлении молодой советской авиации и авиапромышленности. Но, с другой стороны, германские летчики обрели важный для себя опыт полетов над территорией России, увезли с собой авиационные карты и другие документы. В Липецкой авиашколе получили отличную боевую подготовку такие германские асы, как Блюмендаг, Гейни, Макрацки, Фосс, Тееман, Блюме, Рессинг, каждый из которых впоследствии сбил от 200 до 300 советских самолетов. Местные жители утверждают, что в 1929 году жил в Липецке вместе с семьей (то ли учился, то ли преподавал) сам Герман Геринг, ставший впоследствии рейхсмаршалом, главнокомандующим воздушными силами фашистской Германии - Люфтваффе.
Кто знает, может быть, ностальгические воспоминания о том периоде и впрямь послужили причиной того, что Геринг отдал негласный приказ Липецк не бомбить? Но дело, скорее всего, в другом. Фашисты с присущей им самоуверенностью не сомневались в победе над СССР, и летчики люфтваффе стремились сохранить свою воздушную "альма-матер" для будущего.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников