04 декабря 2016г.
БАЛЛ

РОССИЯ - РОДИНА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА?

Лескова Наталия
Опубликовано 01:01 14 Декабря 2005г.
Черный континент, который большинство ученых признают колыбелью человечества, кажется, готов приоткрыть перед исследователями завесу тайны над вопросом: почему наши предки покинули теплые края и двинулись осваивать северные территории? Однако с новой сенсационной версией готовы согласиться отнюдь не все ученые. Некоторые полагают, что род людской произошел из Азии, другие и вовсе уверяют, что наша цивилизация имеет иноземное происхождение. А есть и такие, кто берется доказать: начало земной жизни было положено... на территории современного Подмосковья.

Американские ученые на днях потрясли мир новостью. Изучение образцов почвы, взятых из глубоких слоев под дном озер Ньяса и Танганьика в Восточной Африке, а также озера Босумтви в Гане, показало, что причиной великого переселения могла стать сильнейшая и продолжительная засуха 75 тыс. лет назад, которой суждено было дать толчок к заселению Земли разумными существами. "Эта засуха оказала серьезное влияние на ландшафт, - объясняет Кристофер Шольц из американского университета Сиракуз. - Поэтому она должна была сказаться не только на людях, но и на всех видах, населявших в то время Африку".
Сравнив исторический период, когда случилось это бедствие, с предположительными временными этапами эволюции, исследователь увидел, что он приходится на один из ключевых моментов в жизни предков человека, а именно - увеличение их популяции и расселение по миру.
Если верить этой теории, нашим предкам стало душновато жить в родной Африке, и им не оставалось ничего иного, как начать эволюционировать, спешно приспосабливаясь к непривычному климату. Обратившись к результатам генетических исследований, согласно которым человечество произошло от группы примерно 10 тысяч первобытных существ, проживавших в Африке, Шольц увенчал свои изыскания выводом, что после окончания засухи африканские предки начали активно размножаться и разбредаться в разные стороны. В поисках новых земель они добрались до Ближнего Востока, Азии и Европы.
- Сегодня самой популярной теорией происхождения рода человеческого является панафриканская, - рассказала нам старший научный сотрудник Государственного Исторического музея, доктор исторических наук Людмила ОРЕХОВА. - До сих пор она не имела строгих доказательств. Хотя согласно ей именно в Африке примерно два миллиона лет назад появился homo erectus, человек прямоходящий, и примерно двести тысяч лет назад начал оттуда расселяться по всему миру, породив промежуточные виды homo, от которых позже произошел человек разумный. Вот только ископаемых останков человека на Черном континенте времен великого расселения народов не находили. Похоже, что теперь они появились. Первое фактическое доказательство того, что Африка и в самом деле была колыбелью человечества, предоставили сотрудники Калифорнийского университета в Беркли (США). Тим Уайт с коллегами исследовали три человеческих черепа из Герто, найденных еще в 1997 году. Очень точный калий-аргоновый метод показал: им около 160 тысяч лет. На стоянке Герто обнаружено два мужских и один детский череп. Два года понадобилось, чтобы собрать из 200 кусочков одну целую голову. И попробовать понять, как выглядел доисторический эфиоп. Он очень походил на современного человека. Но были и отличия: более длинный мозговой отдел головы от лба до затылка, лицо сидит глубже, чем у нас, надбровные дуги сильно выпуклые. В целом черепа предков были крупнее наших, что говорит о мощном телосложении их владельцев. Новый подвид назвали homo sapiens idaltu. Последнее слово на местном наречии жителей деревни Герто означает "древнее, древнейший".
Эти исследования могут стать революцией в теории происхождения человечества: исследования ДНК показали, что неандертальцы нам вовсе не родственники, хотя долгое время это считалось доказанным. Результаты, полученные группой Тима Уайта, свидетельствуют: в Эфиопии жили более похожие на нас homo sapiens. Может быть, idaltu и есть настоящие человеческие предки.
Однако далеко не все коллеги признали правоту американских ученых. Всего за два месяца до этого не менее сенсационное открытие сделано на севере Греции в районе Салоников известным палеоантропологом Арисом Пулианосом. В результате многолетних поисков ему удалось обнаружить в глубинных слоях мраморного карьера фрагмент нижней конечности антропоида возрастом 10-12 миллионов лет. "На сегодняшний день это самые древние человеческие останки на Земле, - рассказывает сам ученый. - Особое значение находке придает тот факт, что в этом же слое неподалеку были найдены каменные орудия труда эпохи, находившейся до сих пор за гранью наших знаний о прошлом человечества".
В научном багаже Ариса Пулианоса уже было несколько невероятных находок. В том же районе в удивительно красивой пещере Петралона были найдены останки "петралонского человека", чей возраст оценивается не менее чем в 700 тысяч лет. Именно здесь были найдены самые древние следы костра (около 1 миллиона лет).
Находки говорят о том, что уже в то далекое время наши предки не только использовали каменные орудия труда, были прямоходящими и праворукими, но и обладали членораздельной речью. Есть все основания предполагать, что "петралонский человек" был homo sapiens, что вносит существенные географические и хронологические коррективы в существующие гипотезы. Именно он, по убеждению ученого, а не африканский "претендент", был нашим первым разумным предком на планете.
Есть и другие предположения. Так, японский археолог Таоко Самуяси уверен, что все родом из Азии - с территории современного Китая и островов Японского архипелага. Существуют и фантастические, но оттого не менее популярные, теории космического происхождения человечества: якобы жизнь была занесена на нашу планету из звездных глубин, чему подтверждение - многочисленные находки на Алтае, в Китае, в Индии, Перу и других странах. Уж больно напоминают артефакты возрастом в сотни тысяч лет обломки летательных аппаратов и неизвестных науке машин, созданных с использованием высоких технологий.
А вот врач и археолог-любитель Валентин Долженко не согласен ни с одним из оппонентов. У него своя теория, которую он готов подтвердить материально. На границе Московской и Калужской областей, в овраге, он нашел уникальные предметы - окаменевшие свидетельства древней цивилизации. Часть человеческого мозга, пчелиные соты, кусок белого гриба и наконечник грозного оружия... На основании этих находок Валентин Павлович полагает, что наука в корне должна пересмотреть теорию происхождения человечества. По его мнению, род людской берет свое начало не из дебрей африканского континента, а буквально из "сердца" матушки России - из Подмосковья...