08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РАСКОЛЬНИКОВ С ПУСТЫМИ ГЛАЗАМИ

Один из самых заинтересованных зрителей телесериала "Преступление и наказание" - прямой потомок

Один из самых заинтересованных зрителей телесериала "Преступление и наказание" - прямой потомок великого писателя, его родной правнук Дмитрий Достоевский.
- Впечатления у меня менялись от серии к серии, - признался Дмитрий Андреевич. - Поначалу было полное неприятие работы режиссера Дмитрия Светозарова. Но к концу сериала моей категоричности несколько убыло, что-то даже и понравилось. Но главное, с чем все-таки не могу согласиться - это с выбором актера Владимира Кошевого на ведущую роль.
- Но после первой серии вы, помнится, со страниц нашей же газеты заявили, что Кошевой - "очень точный типаж"...
- Вот именно - типаж. Светозарову нельзя отказать в том, что чисто внешне большинство актеров совпадает с персонажами романа. Тем более что у Достоевского описаны они подробно. Но если говорить уже об исполнении роли Раскольникова, то назвать его точным никак не могу. Актер с помощью режиссера должен был "дополнить" свою типажность мыслью, жизнью чувств. Раскольников, как предупреждает Федор Михайлович, - это человек, имеющий некую идею. Он в романе так говорит: "Моя работа - мысль". Но у актера Владимира Кошевого я мысли как раз и не вижу. В его глазах пустота.
- А старый двухсерийный фильм "Преступление и наказание", поставленный режиссером Львом Кулиджановым, вы смотрели?
- Конечно! В очередной раз пересмотрели его всей семьей после первых серий нынешнего телевизионного "Преступления". Сравнение не в пользу Светозарова. У Кулиджанова один Тараторкин-Раскольников чего стоит! За две серии все успел сказать зрителям. А были там еще и Смоктуновский в роли Порфирия Петровича, Ефим Копелян - Свидригайлов, Майя Булгакова - Катерина Ивановна... Каждый из актеров привнес столько мысли, столько своего собственного гения в ту картину - забыть невозможно.
- Но ведь и в новой картине собран неплохой актерский состав...
- Да. Очень неплохо смотрится в сложнейшей роли Порфирия Петровича опытный Андрей Панин. Но это - из отдельных удач, которые в целом фильм не спасают. Коль уж вы заговорили о Кулиджанове, вспомните, как у него прочитана ремарка Достоевского о том, что Раскольников слишком поглощен своей идеей, никого вокруг не замечает, он - один, сам по себе? Просто и гениально решено: в той картине почти нет улиц. Мы только догадываемся, что действие происходит в Петербурге. А у Светозарова постоянно какие-то люди ходят туда-сюда, сбивают нас с толку, отвлекают от главного героя. Это, извините, уже не Достоевский.
Мне вообще кажется, что за экранизацию романов моего прадеда должны браться люди, уже ярко заявившие о себя. Они и в житейском смысле должны быть многоопытными. Федор Михайлович - классик, но это не значит, что он открывается всем и каждому при первом же прочтении. Когда пытаешься в него углубляться, тут-то все сложности и начинаются. На мой взгляд, Дмитрий Иосифович Светозаров рановато для себя взялся за это произведение.
СПЕЦИАЛИСТЫ И ЗРИТЕЛИ: ОТ ВОСТОРГА ДО ЗЕВОТЫ
Николай БУРЛЯЕВ, народный артист России, исполнитель главной роли в экранизации романа Достоевского "Игрок" (1972):
- Новое "Преступление и наказание" смотрел отрывочно. Допускаю, что включался не на самых интересных сценах. Но то, что я видел, не заставило меня смотреть дальше, и я переключался на другие каналы... Разочаровал исполнитель главной роли: при ярком типаже он, боюсь, не способен воплотить те глубокие мысли, которые заложены Федором Михайловичем в образ Раскольникова. А вот операторская работа достойная. Удачно решена изобразительная часть, многопланово отражающая реалии Петербурга Достоевского. Актеры второго плана вроде бы подобраны хорошо, но видно, что им некомфортно в вялой драматургии сериала, словно приходится дышать в сильно разреженном воздухе. Вообще я к сериалам отношусь с недоверием. Уж очень мало у нас удач в этом жанре. А великие романы нужно экранизировать или очень тщательно, с качеством, присущим большому кинематографу, или собирать все действие в одну серию. Тем более что для современного зрителя самое ценное - это время. Хотя само то, что сделана очередная попытка привлечь внимание к высокой литературе - это хорошо. Особенно по отношению к молодым зрителям, которые не так уж много читают.
Игорь Костолевский, народный артист России:
- Цельного мнения об этом сериале у меня, к сожалению, не сложилось. Хотя я признаю серьезность намерений режиссера, желающего очень подробно и дотошно разложить тему преступления и наказания по полочкам. Мне кажется, что при всей достоверности отдельно снятых кадров, действие часто топчется на месте, ему не хватает динамики, энергетического посыла. Хотя Достоевский - крепкий орешек, и я это отлично знаю, - играю в спектакле Театра имени Маяковского "Братья Карамазовы". Может быть, поэтому и не слишком объективен, поскольку у меня - "свой" Федор Михайлович. На мой взгляд, самая удачная работа в этом телесериале - роль Порфирия Петровича. Андрей Панин в ней, по сути, открыл нам нового персонажа: страшного, притом обаятельного и себе на уме. Что до Владимира Кошевого, то по всем своим внешним данным он как никто подходит на роль Раскольникова. Но, увы, она оказалась им не выстроенной, артист часто искусственно взвинчивает себя. Тем не менее, как мне кажется, многим зрителям захочется перечитать Достоевского, а кто-то и прочтет его роман впервые. Это хорошо.
Юрий Кара, режиссер:
- Не стану лукавить, мне не нравится эта экранизация великого романа. Во-первых, неудачно подобраны актеры на главные роли. А ведь обращение к Достоевскому имеет для русского режиссера или артиста особое значение. В Голливуде, откуда я только что вернулся, посреди огромного количества американских фильмов, диски которых продаются в специализированных магазинах, я нашел только две отечественные картины - "Андрей Рублев" Тарковского и "Преступление и наказание" Кулиджанова...
Если режиссер Светозаров хотел поставить свой фильм по неоднократно экранизированному произведению, то должен был, по крайней мере, сделать это не хуже предшественников. Неужели он не видел, что юношу Владимира Кошевого и близко нельзя сравнивать с Георгием Тараторкиным, сыгравшим роль Раскольникова у Кулиджанова? В результате вся картина напоминает мне самодеятельность, причем даже не студенческую, а школьную. Убежден, что к экранизации Достоевского нужно подходить не просто серьезно - это право надо выстрадать.
Вячеслав Пьецух, писатель, автор многих эссе о Достоевском:
- В картине "Преступление и наказание" Дмитрия Светозарова есть удачные актерские работы, как, например Александра Балуева в роли Свидригайлова, а есть откровенно слабые. Хотя и в случае с Балуевым тоже не все так уж замечательно, потому что Ефим Копелян в картине Льва Кулиджанова сыграл лучше. Да и Андрею Панину в роли Порфирия Петровича далеко до Иннокентия Смоктуновского. Я не понимаю режиссеров, которые берутся за римейки знаменитых картин - "Тихого Дона", "Идиота", а теперь и "Преступления и наказания": на что они рассчитывают? Выходит, наше кино так купается в деньгах, что их с легкостью дают на подобные проекты? Родион Раскольников в новой постановке похож на неаполитанского чичероне (проводника туристов). Хотя вся трагедия Раскольникова была в том, что он - человек тончайшей души, решившийся на преступление. А Кошевой только и делает, что корчит рожи. Раскольникова надо изображать, если хотите, акварельными красками. Но где их взять в современном российском кино? Как нет в России футбола, а есть игра в футбол, как уже нет, по-моему, театра, а есть игра в театр, так нет и кино. Режиссеры и актеры развлекаются, экспериментируя над классикой.
Еще меня задел тот факт, что режиссер Светозаров - сын режиссера Иосифа Хейфица, автора замечательных картин "Дама с собачкой", "Плохой хороший человек". Выходит, наши сыновья хуже отцов?
В глобальной сети (в том числе и на сайте "Труда") развернулось широкое обсуждение нового "Преступления и наказания". Вот несколько любопытных мнений.
Наталья:
- Мне нравится сериал "Преступление и наказание". Вполне уважительное отношение к первоисточнику. Особенно Андрей Панин вписался. В старой экранизации Смоктуновский тоже был отличным Порфирием. Совсем другим, но определенно Порфирием.
Yapritopala:
- А я не стала смотреть как раз из-за того, что там Панин снимается. Не выношу актеров с плохой дикцией. P.S.: Не расскажете потом, про что киношка?
Елена Алексеевна:
- Вчера посмотрела предпоследнюю серию. Ничего не задело. Девушка играет не Сонечку Мармеладову, а жалкую и преданную собачонку. Это сделать куда проще, чем показывать сложнейшие повороты души. Боюсь, ни один Раскольников не будет мне хорош после того, как Смоктуновский в своей книжке описал, как он видел этого героя, как он его любил. А Ия Саввина вспоминала, что несколько месяцев только думала, как же ей подступиться к образу Сонечки. Может, и новые актеры тоже думают. Жаль, что это слабо отражается на их лицах.
Марианна:
- Скажу страшное - наших глыб-прозаиков я полюбить при всем уважении, так и не смогла. В частности, ФМД - потому что не могу отделаться от ощущения нарочитости в его романах. А тут - пардон за пафос - как смысл освободили. И персонажи реально ожили. Только Порфирий Петрович подгулял - и то я понимаю, почему Панин его таким мелким бесом играет - в таком Петербурге не может быть порядочного следователя. И - если бы мне кто-то раньше сказал, что Достоевского, да еще "ПиН", можно поставить без истерики, рассмеялась бы в лицо. А тут первый крик раздался в шестой серии из восьми.
Владислав Солодкий:
- "Преступление и наказание" смотрю каждый день. Радуют живописные виды Петербурга. А сам фильм, считаю, проигрывает новой "Войне и миру" (хотя я роман "Война и мир" не люблю, а "Преступление и наказание" зачитал до дыр), а все потому, что авторы "Войны" думали о зрителе, а создатели "Преступления" - о самовыражении. Если в книге ты мечешься в вопросах и исканиях вместе с героем, то в сериале этого не получается, т.к. уж больно "унижен и оскорблен" он, какой-то тщедушненький, слабенький типчик. Уверен, показать "дно" можно было гораздо интереснее и героев сделать такими, чтобы зритель захотел пройти с ними весь нелегкий путь испытаний до конца.
VragnarodaN1:
- "Преступление и наказание" Светозарова затягивает, заставляет сопереживать героям. Но странно: читать Достоевского больше не могу, а раньше читал увлеченно, взахлеб. Отлично понимаю, что я сам переменился, масскульт и постмодерн сделали свое дело - от книг теперь ждешь динамики, интриги, четкого сюжета или хотя бы современных реалий, как у Пелевина или Акунина.
Школьница:
- Красиво седня за окном... Блин, чем ближе каникулы, тем недели тянутся дольше... Надоело смотреть "Преступление и наказание", уж очень нудно!


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников