Главная Культура 00:01 14 Декабря 2012 204
Русский Голливуд располагался на Тверской

 В начале ХХ века народ обожал фильмы, в которых снимались театральные звезды

Спиридон Леснов

 Одна из самых громких городских новостей более чем вековой давности была связана с демонстрацией москвичам «электрических живых картин». Впрочем, почти сразу же столь громоздкое название было вытеснено из обихода иным, заграничным термином — синематограф. Конец XIX века стал началом века кино.

1 декабря 1897 года в городе открылся первый постоянный кинотеатр. Он работал в одном из помещений Верхних торговых рядов (нынешний ГУМ). Поначалу в репертуаре были только зарубежные киноленты. Понадобилось более 10 лет, чтобы на экраны вышел первый русский игровой фильм.

Сценарий значения не имел

«Живая картина», о которой идет речь, получила название «Понизовая вольница» («Стенька Разин») и являлась киноиллюстрацией модной в ту пору песни «Из-за острова на стрежень...». Тогда это был очень популярный режиссерский прием — экранизация шлягера. Люди, например, охотно вновь и вновь смотрели фильм по мотивам песни «Бывали дни веселые, гулял я, молодец!». При этом в качестве фонограммы крутили соответствующую граммофонную запись.

В Москве до революции успел даже появиться свой, русский «Голливуд». Он располагался на Тверской в районе Страстной площади. В годы во время кинематографического бума, захлестнувшего Россию, там обосновалось едва ли не четыре десятка кинофирм и контор, занимавшихся прокатом фильмов. «Вся Тверская улица была заселена кинодельцами и их представителями», — вспоминал один из пионеров русской кинематографии режиссер Александр Разумный.

Самым ходовым товаром тогда были фильмы, в которых снимался кто-либо из театральных звезд. Даже сценарий при этом не имел особого значения для зрителя.

Подобным образом решили раскрутить дела своей фирмы режиссер Владимир Гардин и предприниматель Владимир Венгеров. Им удалось подписать контракт с великой русской певицей Надеждой Плевицкой на съемку одного фильма с ее участием. Однако ловкие киношники сумели обмануть приму и сделать сразу два фильма под видом одного.

Съемки обеих картин проходили в курском имении Плевицкой фактически одновременно, однако сценарии были совершенно разными. Ловкачам помогало то, что певица даже и не стремилась вникнуть в сюжет. Впрочем, это не мешало ей время от времени удивляться происходящему на съемочной площадке. Вот какой диалог случился у нее однажды с режиссером:

— Я совершенно ничего не понимаю. Тогда в обрыве я ведь уже умирала, а теперь еще раз...

— Там у вашей героини был только глубокий обморок.

— А как же гроб? Ведь я лежала в гробу?

— Это же летаргический сон, очень эффектный...

— Но ведь там я была в простой крестьянской одежде, — не унималась Плевицкая, — а теперь на мне роскошное платье?

— Разбогатели, Надежда Васильевна...

В итоге затея удалась, и оба фильма: «Власть земли» и «Крик жизни», — имели большой успех, принеся своим создателям неплохой капитал.

Опасный трюк

Даже с приходом лихих революционных времен работа дельцов от киноиндустрии не прекратилась. В начале 1917 года в Москве шли съемки 10-серийного боевика, который его авторы делали по лекалам своих заокеанских коллег. Как и у американцев, сюжет изобиловал злодеями, роковыми женщинами, стрельбой... Режиссер придумал эффектный поворот: главный герой, спасаясь от преследователей, оказывается на крыше 10-этажного дома в Большом Гнездниковском переулке и бежит оттуда, спустившись по водосточной трубе. Но даже за огромный по тем временам гонорар в 500 рублей желающих рисковать жизнью не находилось. Потом все-таки объявился один — бывший цирковой артист Амо Бек-Назаров.

Его головокружительный спуск шел благополучно лишь до седьмого этажа. Здесь добровольца-каскадера поджидало неожиданное испытание. «Труба, выскочив из пазов, свободно раскачивалась в воздухе, — вспоминал позднее Бек-Назаров. — Я окаменел от ужаса. Толпа, собравшаяся внизу, тоже замерла, поняв, что, быть может, настали последние секунды моей жизни... Терять мне было уже нечего, и я решил преодолеть опасное пространство, держась не за трубу, а за кронштейны, к которым она крепилась. Но кронштейны эти были забиты в стену почти до основания: за них можно было ухватиться только тремя пальцами. Кроме того, какое-то время я должен был висеть на одной руке, а другой вслепую отыскивать очередной кронштейн. Но все обошлось...» Увы, камера оказалась неисправна, и «картинка» была безнадежно загублена.

Уходящая натура

Сама старая Москва с ее колоритными улицами, двориками превратилась в важное действующее лицо некоторых художественных фильмов. Однако после масштабных реконструкций столицы возникла проблема уходящей натуры: в обновленном городе все труднее было находить уголки прежней Москвы. Далеко не всем постановщикам это оказалось по силам. Однако есть по крайней мере два общепризнанных эталона, в которых замечательно воспроизведены картины московского быта прошлых десятилетий.

Первый из фильмов — «Покровские ворота». Художник-постановщик Людмила Кусакова смогла в начале 1980-х «организовать» для режиссера Михаила Козакова «настоящие» городские пейзажи середины ХХ столетия. По воспоминаниям Людмилы Михайловны, особнячок, в котором можно было бы поселить главных героев фильма, ей удалось найти на Гоголевском бульваре.

— Мы ездили по Москве, пытаясь найти подходящую натуру. Наша машина уже проскочила это место, но взгляд почему-то зацепился за уголок старого дома, мелькнувшего на задворках. Командую водителю: «Давай назад!» Двор возле особняка пришлось, конечно, для съемок немного «доделать». Глухую стену соседней многоэтажки украсили огромным рекламным плакатом в духе 1950-х. Возле дома поставили большой стол с лавочками, за которым в нескольких сценах «аборигены» играют в домино, а Костик дает сеанс одновременной игры в шахматы. Кроме того, установили на площадке побитую временем скульптуру мальчика. Практически все уличные эпизоды в фильме удалось снять на натуре — в районе Ивановского монастыря, Воронцова Поля, в бывшей усадьбе Усачевых-Найденовых... Но интерьеры коммуналки, где жили герои фильма, выстроили в павильоне киностудии.

А теперь Горбатый!

Еще один кинохит, где во многих эпизодах участвует Москва прошлых лет, — сериал «Место встречи изменить нельзя». Благодаря подсказкам художника-постановщика картины Валентина Гидулянова, автор этих строк сумел разобраться в реальной географии фильма.

Рестораном «Астория» на время съемок стал ресторан «Центральный» на улице Горького — именно там бригада МУРа ловила Фокса. В роли отделения милиции № 17, куда привели задержанного карманника Кирпича, выступил особняк, расположенный неподалеку от пересечения Садового кольца с Олимпийским проспектом. Финальные кадры погони за Фоксом — трюк с падением грузовика в реку — снимали на участке набережной Яузы между Казанской железной дорогой и Электрозаводским мостом.

Мне удалось даже найти в нынешней столице то самое «место встречи», которое было использовано для съемок финальных сцен детектива. Оказывается, Горбатого и его подельников муровцы во главе с Глебом Жегловым повязали в одном из дворов в Серебряническом переулке, наискосок от высотки на Котельнической набережной. Но где же двери подвала, откуда вылезали, подняв руки вверх, пойманные бандиты?

— Вход в подвальное помещение магазина я сделал бутафорский, — объяснил Гидулянов. — Дверца и несколько ступенек, которые там были в реальности, нам показались уж больно неказистыми. Поэтому наши рабочие сколотили из досок короб с высоким порожком и с распахивающимися наружу дверными створками и прилепили его к существующему входу в подвал. Во время съемок эпизода Джигарханян, Абдулов, Бортник, игравшие бандитов, прятались в этой тесной коробке и по команде «Мотор!» по очереди вылезали наружу...

И так бывало

С подачи Ленина в советской столице открывали все новые и новые кинотеатры. Помещения для них приспосабливали порой в самых неожиданных местах: в закрытых храмах, в выселенных дворянских усадьбах... Одно из кинозаведений на протяжении нескольких лет работало даже в зале Московской консерватории, потеснив любителей классической музыки.

После революции названия многих московских кинотеатров сохранялись с прежних времен, но некоторые залы получили новые имена. На афишах в итоге образовался весьма оригинальный коктейль. Вот лишь частичный перечень московских кинотеатров в 1929 году: «Палас», «Унион», «Великий немой», «Юнг-штурм» «1-й рабочий», «2-й рабочий», «Горн», «Совкино»...

Первый игровой фильм, снятый в Стране Советов, назывался «Уплотнение» и был посвящен весьма актуальной в ту пору жилищной теме — массовому переселению пролетариев из трущоб в «буржуйские хоромы». По сценарию, автором которого был нарком просвещения Анатолий Луначарский, в квартиру профессора приходит рабочий с ордером на вселение, и сознательный хозяин всячески демонстрирует, что он рад поделиться жилплощадью с представителем рабочего класса. Роль профессора хотел сыграть сам Луначарский, однако другие «ответственные товарищи» это не одобрили: мол, не наркомовское это дело.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 10097
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5881
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 5370
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 5367
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?