Европа на грани нефтяного кризиса, поскольку нефтеперерабатывающим предприятиям Испании, Италии, Франции, Германии пришлось существенно снизить переработку нефтепродуктов.
Пробки в турецких проливах - не новость. Особенно узок и извилист Босфор. Его ширина чуть больше четырех километров, а в узких местах - не более 750 метров. Чтобы провести по Босфору огромные танкеры, требуется не только профессиональное мастерство капитанов и лоцманов, но и благоприятная погода. Однако зимой на это уповать не приходится.
Если раньше Европа могла рассчитывать на замену российской нефти поставками из Ирака, то с прошлого года это стало невозможным из-за диверсий и саботажа на трубопроводе Киркук - Джейхан. С другой стороны, по утверждению британской газеты, из-за пробок в Босфоре российские нефтетранспортные компании вынуждены остановить доставку нефти по трубопроводу, идущему к черноморским портам, так как нефтехранилища переполнены, а закачка нефти в танкеры откладывается.
Прокомментировать ситуацию мы попросили специалистов крупнейших нефтетранспортных и нефтяных компаний России. На вопрос, какие сложности испытывают наши нефтяники в связи с ситуацией в турецких проливах, вице-президент ОАО "Транснефть" Сергей ГРИГОРЬЕВ ответил:
- Никаких. Компания работает в нормальном режиме.
Пробки в Босфоре - типичное сезонное явление. В этот же период обыкновенно свирепствуют шторма в районе Новороссийска, что, конечно же, усложняет деятельность нефтекомпаний. Между тем многолетний опыт позволил принять верные правила фрахта (суда заказываются за много дней вперед) и разработать оптимальный график подхода танкеров на загрузку. Поэтому даже если в турецких проливах и случаются ЧП (как в прошлом году, когда в Босфоре затонул российский сухогруз, парализовав на некоторое время судоходство), в запасе у нас всегда есть несколько дней, чтобы заполнить резервуары...
- А какие убытки несут нефтяные компании, поставляющие сырье на экспорт по черноморскому маршруту?
- В нынешней ситуации, когда мировая цена на нефть превышает 30 долларов за баррель, речь об убытках не идет,- пояснил С. Григорьев.- Высокая цена позволяет покрыть расходы, связанные с вынужденными простоями.
В ОАО "ЛУКОЙЛ" к пробкам в Босфоре тоже отнеслись без паники. Руководитель пресс-службы Дмитрий Долгов сказал, что у компании есть возможность размещать нефть в Причерноморье, не проходя турецкие проливы.
И все-таки пробки в Босфоре и Дарданеллах - это реальная проблема, которая заставляет сосредоточить внимание на диверсификации экспортных маршрутов. Строительство нефтепровода до незамерзающего порта Мурманск - одна из наиболее актуальных задач. Пока правительство не приняло решения по этому вопросу. Но если в этом году оно даст положительный ответ, в 2007 году такой нефтепровод будет построен.