«Призрак счастья» – так озаглавила известная певица и поэт Марлена Мош свою сольную программу в Центральном доме литераторов. Эта авторская композиция артистки повествует о счастье – служении, счастье – мимолетной радости, счастье – понимании того, для чего дается жизнь на земле.
Метафорическую характеристику творческой работы Марлены Мош дал поэт и литературовед Сергей Нещеретов, пригласив зал пуститься в поэтическое плавание.
В первой части вечера Марлена читала свои стихи, создавая образ тонкого удивительного и мудрого мира, который временами оттеняли звуки дудука Геворга Варданяна и видеоряд древних памятников Армении. Эта поэтически-музыкальная часть встраивалась в другую, уже музыкальную линию спектакля.
Органично в этот вечер поэзии были вкраплены музыкальные номера известных исполнителей Александра Малкуса (фортепиано) и Вениамина Мясоедова (саксофон). Романтические пьесы Шопена, Лядова, Рахманинова стали прологом, а в драматургически важный момент перехода к верлибрам как контраст состоялось виртуозное исполнение на саксофоне двух джазовых композиций.
В своих переводах стихотворений карабахских поэтов Слави-Авика Арутюняна, Роберта Есаяна, Анаит Кочарян, прочитанных в духе театрально-интонационных постановок, Марлена передала ностальгическое чувство авторов, которые воспевают простые и вечные духовные ценности. Переложив ценимое всеми армянами стихотворение Егише Чаренца «Люблю свою Армению», Марлена Мош соединила смелость оригинала с полнокровной передачей каждого слова и образа, столь глубоко значимых в этом лирическом шедевре.
Интересен был выбор Марленой Мош русских авторов, чьи стихи она решила представить залу. Для нее большое значение имеют многослойность содержания и философский смысл поэзии. Ей близки парадоксальные, но глубокие по смыслу образы, как, например, в кратких, но емких верлибрах Геннадия Алексеева. В творчестве Вячеслава Куприянова она старалась выявить смысл «человеческого в человеке», хотя и поданного в ироническом ключе.
Композицию из стихов любимых поэтов разных эпох открыло стихотворение Владимира Микушевича, где есть строки: «Мы порознь, потому попали мы впросак». Мысль о возможности преодолеть разрозненность подсказала Марлене сюжет вечера.
Тепло были встречены слушателями стихи Михаила Зенкевича, Бориса Кутенкова, Валерии Исмиевой и других поэтов. Хрестоматийное стихотворение Беллы Ахмадулиной «По улице моей...» Марлена красиво и естественно спела без аккомпанемента. Светлые и возвышенные стихи богослова Валентина Никитина прозвучали в память о нем как о человеке, который искренне поддерживал творчество Марлены.
Самым главным было то, что все стихотворения выстроились в единый моноспектакль. Марлена Мош прочла их вдумчиво, дополняя каждым новым произведением спектр эмоций и смыслов. Ведь слушатели не всегда чувствуют с первого раза подлинную ценность стихотворного текста, но в этот раз интонация его исполнения была настолько убедительной, что передавала ощущение прикосновения к настоящей поэзии.
Завершило вечер страстное исполнение Марленой Мош написанного буквально кровью стихотворения современного сербского поэта Добрицы Эрича, связанного с военным лихолетьем на его родине. Эти пронзительные строки вернули всех в тревожную реальность.