После катапультирования

Россиянин Алексей Овчинин и американец Ник Хейг отправились на МКС на корабле «Союз МС-10». Но не долетели. Фото: globallookpress.com

Алексей Овчинин и Ник Хейг: вторая попытка. А с ними на МКС отправилась и мисс Кристина Кук


Небывалый космический караван из 12 (!) пилотируемых и беспилотных кораблей, включая транспортные средства следующего поколения, предстоит в ближайшие полгода принять на Международной космической станции (МКС) и старожилам, и, в большей степени, новому российско-американскому экипажу, который, надеюсь, успешно стартовал вчера с Байконура. Оговариваюсь потому, что запуск был запланирован на поздний вечер, то есть после подписания газеты...

Как сказал мне опытный, 30 лет стажа, специалист-ракетчик, «лимит на ЧП при пилотируемых запусках мы полностью исчерпали на годы вперед». Надеюсь, что так. Ракетчик, конечно же, имел в виду крупнейшую в пилотируемой космонавтике за 35 лет аварию, произошедшую 11 октября прошлого года.

Тогда, напомню, на корабле «Союз МС-10» отправились в длительный полет наш Алексей Овчинин и американец Ник Хейг. Через 2,5 минуты после старта произошло серьезнейшее ЧП: нештатно отделившаяся боковушка (блок первой ступени) ударила по ракете, и... в критической ситуации, когда счет шел на мгновения, за десятую долю секунды включилась система аварийного спасения. Она вырвала спускаемый аппарат с экипажем и отправила по крутой баллистической траектории к Земле.

Перегрузки на пике были почти семикратными, это словно полутонная бетонная плита навалилась на грудь. Но 47-летний Алексей Овчинин, Герой России, бывший военный летчик, за плечами которого полугодовой космический полет в 2016-м, был, по словам Хейга, совершенно спокоен, действовал уверенно и профессионально. И американский астронавт, впервые отправившийся в космос, держался в непростой ситуации отлично — ни растерянности, ни испуга. В спускаемом аппарате они приземлились в Казахстане. От старта до посадки прошло всего-то 19 минут...

Это было пять месяцев назад. А вчера те же Овчинин и Хейг вместе с третьим членом экипажа Кристиной Кук (NASA) заняли места в корабле «Союз МС-12» на вершине ракеты, чтобы снова отправиться на околоземную орбиту. Авария не ослабила, а, наоборот, усилила их стремление достичь цели. Вернувшись в Америку, Хейг в интервью рассказал: «Во время аварии ракета, по сути, разваливалась под нами. Представьте, вы потратили так много времени на подготовку к космической миссии — и смотрите, как все это ускользает от вас... Мне повезло, что предоставлена возможность отправиться в новый полет. Это шанс реализовать свою мечту». Журналисты спросили Хейга, зачем ему идти на риск. И услышали в ответ: «Мы прокладываем дорогу в космос для всего человечества, нельзя сдаваться». Нику 43 года, он был летчиком-испытателем, полковник ВВС США. Имеет степень магистра наук по космической и авиационной технике.

За время совместных тренировок Овчинин и Хейг хорошо узнали друг друга, подружились. Познакомились их семьи, нашли общий язык жены — Светлана и Кэти (между прочим, американка — подполковник ВВС США, сотрудник американского Минис-терства обороны). У Овчининых дочь-школьница, в семье Хейга двое сыновей. А вот увлечения у наших героев разные. Ник — фанат культового британского научно-фантастического телесериала «Доктор Кто». Кроме того, активный радиолюбитель, имеет свои позывные. А у Алексея из увлечений на первом месте — музыка и рыбалка. Однако есть то главное, что объединяет обоих, — космонавтика. Овчинин как-то сказал, что у них очень слаженный экипаж. И что в следующий раз он хотел бы отправиться на орбиту именно с Ником...

Так оно и вышло. Но теперь в экипаже есть еще и 40-летняя Кристина Кук. Уверенная в себе, энергичная, магистр наук по электротехнике, бакалавр по физике. Ее послужной список впечатляет. Работала научным сотрудником на станциях во льдах Антарктиды, на Южном полюсе. Входила в состав пожарных команд, поисково-спасательных групп. Проводила исследования в центральной Гренландии. Была инженером метеостанции на Аляске. Поработала и на Американском Самоа. А в лаборатории прикладной физики Университета Джона Хопкинса в Мэриленде участвовала в разработке оборудования для аппаратов NASA, отправляемых в дальний космос.

Кристина любит риск, максимальное напряжение. В спорте ее любимые виды — альпинизм, скалолазанье, гребля на байдарке, бег. Среди увлечений и йога, которой намерена заниматься даже в космосе. Три с половиной года назад Кристина вышла замуж. Роберт поддерживает ее во всем. «Не забуду выражения его лица после первого известия о моем полете, — рассказала Кристина журналистам. — Никогда не видела его таким счастливым».

Насколько востребованы в космосе будут неуемная энергия, приверженность к экстриму, разносторонний опыт госпожи Кук? В NASA, понятно, дали ей путевку на орбиту. И наши специалисты, внимательно наблюдавшие за тренировками американки в подмосковном Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина, поддержали ее назначение в нынешний экипаж. Очень важно, что у Кристины хорошая психологическая совместимость с астронавтами и космонавтами, с которыми предстоит работать на МКС в ближайшие полгода.

А потрудиться придется немало. Около 300 исследований и экспериментов проводятся на борту станции. А еще трудоемкие регламентные работы.

До октября намечены два выхода в открытый космос по российской программе и пять — по американской. В том числе первый в истории космонавтики исключительно женский выход, когда за бортом станции тяжелой работой займутся две представительницы прекрасного пола — Энн Макклейн и Кристина Кук.

Особое место в программе занимают полеты космических кораблей в ближайшие полгода по трассе Земля — МКС — Земля. Это два грузовых «Прогресса», два пилотируемых «Союза», испытательный беспилотный «Союз», грузовые американские корабли Dragon (их будет два) и Cygnus, а еще японский «Конотори». Итого девять. Но и это не все. Самое интересное — испытательные полеты двух новых американских пилотируемых кораблей. Компания «Боинг» наметила сначала стыковку с МКС беспилотного CST-100 Starliner (предварительно на май), а в конце августа или в сентябре планирует отправку к МКС Starliner с экипажем.

Между двумя этими событиями, в июле, ожидается причаливание к МКС другого многоразового пилотируемого корабля — Dragon V2. Неделю назад он блестяще выполнил тестовый полет в автоматическом режиме. Тогда в кабине был лишь манекен. А в июле места в креслах займут астронавты-испытатели Роберт Бенкен и Дуглас Херли. Появление частных многоразовых пилотируемых кораблей следующего поколения откроет новую страницу в мировой космонавтике.

Нынешняя экспедиция МКС 59/60 (Алексей Овчинин, Ник Хейг, Кристина Кук) рассчитана на 204 дня. Лишь 3 октября «Союз-12» вернется на Землю. Однако, по неофициальной информации, Хейг на нем не полетит, а останется на МКС предположительно до 18 декабря. Его место в кабине корабля будет отдано космонавту из ОАЭ военному летчику Хаззаа аль-Мансури, который прилетит на МКС 25 сентября на восемь суток в соответствии с соглашением арабского Космического центра и Роскосмоса.

Октябрьская авария спутала планы, пришлось вносить коррективы, в том числе кому-то продлевать полет. Вначале хотели предложить это Овчинину, но тогда американец Хейг стал бы командиром «Союза» при возвращении экипажа на Землю. Это был бы не лучший вариант, командир должен знать корабль до винтика. И выбор, возможно, пал на Ника. Но пока, по имеющейся информации, NASA не сделало окончательный выбор между Ником и Кристиной. И у нее есть шанс остаться до декабря, но в этом случае Ник вернется на Землю в октябре.

Пока официально ничего не объявлено. Три недели назад на пресс-конференции в Звездном Городке перед вылетом экипажа на космодром Хейга и Кук спросили, нет ли ясности, кому именно продлят полет. Американцы растерянно переглянулись, и Кристина ответила: «Спасибо за вопрос. Нам тоже очень интересно...» А позавчера на космодроме Овчинин сказал, что только после старта будет решен вопрос, и тогда станет известно, кто задержится в космосе на более долгий срок.




Кто, по вашему мнению, стоит за массовыми акциями протеста в Грузии?