Главная Культура 00:01 15 Марта 2024 4403
Нелли Уварова: Бескорыстная любовь сильнее самых чудовищных обстоятельств

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав к своей героине Кате Пушкаревой, не наделенной модельной внешностью, но обладающей жизненной смекалкой, а главное умеющей глубоко и искренне любить, симпатию огромной зрительской аудитории. С тех пор актриса прошла большой путь, снялась во многих фильмах, стала одной из ведущих исполнительниц Российского академического молодежного театра, создала социальный бизнес-проект «Наивно? Очень», помогающий людям с тяжелыми психоневрологическими нарушениями. А в нынешнем театральном сезоне Нелли сыграла в двух премьерных спектаклях режиссера Рузанны Мовсесян — «Черное пальто» и «Сказки Пушкина» в «Пространстве «Внутри». И все-таки — что с Катей Пушкаревой? Всего этого коснулся наш с Нелли разговор.

— Что привлекло вас к проектам в небольшом помещении рядом с Курским вокзалом?

— Я никогда не делила театры на маленькие и большие, государственные и частные, известные и не очень. Главное, чтобы нравились режиссер и пьеса, которую он предлагает. «Пространство «Внутри» — прекрасное место, где много интересных спектаклей и чуткая, понимающая публика.

— Постановка «Черное пальто» основана на двух рассказах Людмилы Петрушевской, чье творчество иногда кажется мрачноватым...

— Один из рассказов, «Гигиена», я в первый раз услышала в читке Рузанны Мовсесян, и тогда у меня действительно дух захватило от ужаса. Но режиссер предложила произносить этот текст как поэзию. А к голосам трех актрис, выступающих от лица сразу нескольких персонажей, добавила живую музыку пианистки Марии Кальяновой и скрипача Давида Мовсесяна. И вдруг мне стало легко дышать! Очень люблю эту нежнейшую постановку, мне близка ее главная мысль: бескорыстная, отчаянная и бесстрашная любовь сильнее самых чудовищных обстоятельств.

— В спектакле вы играете и жену, и ее мужа. Сложная актерская задача?

— Задача очень интересная, ведь такая метаморфоза происходит без помощи грима — только через изменение жестов, тембра и ритма речи.

— В этом году 225-летие Пушкина отмечается множеством театральных работ. Что поможет не потеряться на этом фоне другой вашей премьере — «Сказкам Пушкина»?

— Приглашая на нее знакомых, говорю: наш спектакль — чистейшее хулиганство. Постановка выросла из экзамена студенток-художниц Школы-студии МХАТ. Они перенесли героев Пушкина в Египет, Японию, Древнюю Грецию, и любимые нами с детства персонажи неожиданно, но очень органично вписались в колорит этих стран. Каждая сказка у нас в спектакле не похожа на другую — со своими оформлением, характером и актрисой, которая ее ведет.

В спектакле «Сказки Пушкина». Фото Рузанны Мовсесян

— Одна из ваших ролей здесь — администраторша, чинно, по всей строгости правил приглашающая зрителей в зал. Как появился этот образ?

— Нам хотелось начать спектакль с какой-то узнаваемой ситуации. Наверное, каждый во время экскурсий по пушкинским местам или концертов, посвященных Александру Сергеевичу, встречал подобную особу, для которой любовь к поэту — нечто, подлежащее навязыванию, хотя знания ее самой о нем почерпнуты из какой-нибудь старой методички. Пусть зритель в начале спектакля немного испугается: неужели и действие сейчас начнется такое же формально-скучное?.. А потом ошарашиваем его японскими барабанами, и он выдыхает с облегчением. Сперва задать какие-то правила, а потом их нарушить — это и называется «творческим хулиганством».

— Любите нарушать правила?

— Смотря какие. Правила дорожного движения, например, старательно соблюдаю. А если вдруг случайно нарушу, то очень расстраиваюсь, даже если меня никто не останавливает. Есть вещи, в которых надо быть предельно внимательными, аккуратными и законопослушными. А вот в профессии нарушать правила люблю и даже считаю, что периодически это необходимо делать.

— В афише к «Сказкам Пушкина» использован рисунок вашего подопечного, «особого» художника Романа Горшенина...

— «Наивно? Очень» — проект социального предпринимательства, он все свои 13 лет живет по законам коммерческой структуры, то есть без спонсорских денег. Задумывали мы его как раз для того, чтобы талантливые люди с особенностями ментального развития чувствовали себя востребованными. Поэтому очень горжусь Романом Горшениным. Кстати, до этого он оформлял и афишу к постановке «Загадочное ночное убийство собаки» в «Современнике», а еще нарисовал серию картин к спектаклю, несколько лет выставлявшуюся в театре. С иллюстрациями наших подопечных и книги выходили. Несколько лет назад мы открыли галерею наивного искусства в центре дизайна Artplay, где можно не только посмотреть картины «особых» художников, но и купить их.

А еще в этом пространстве мы с коллегами из РАМТа, пожелавшими нам помочь, играем спектакли — театральное направление при проекте «Наивно? Очень» существует уже третий год. Авторы пьес разрешают нам использовать их безвозмездно. Уже есть такие постановки по «Женщинам Лазаря» Марины Степновой, «Сахарному ребенку» Ольги Громовой (эта книга издательства КомпасГид, а спектакль наш предназначен для семейного просмотра с детьми старше 10 лет) и по сборнику рассказов Натальи Ким «Родина моя, Автозавод». Зал в галерее рассчитан всего на 40 человек, но многие зрители приходят по несколько раз, потому что на спектаклях — совершенно особая атмосфера.

Одна из множества театральных афиш, выполненных участником проекта «Наивно? Очень» Романом Горшениным

— Поддержка коллег — это здорово! Вы работаете в РАМТе уже 24 года. С чем связано такое постоянство?

— Когда после ВГИКа меня пригласили сюда работать, мой мастер курса Георгий Георгиевич Тараторкин сказал, что очень рад за меня, потому что РАМТ — по-настоящему живой театр. А завтруппой Виктор Александрович Цымбал, подписывая со мной договор, произнес: «У нас — театр-дом, можно сказать, мы вас принимаем в свою семью». Все это оказалось правдой. В РАМТе ставят спектакли самые разные режиссеры, здесь все время происходит что-то интересное. Людей в труппу наш художественный руководитель Алексей Владимирович Бородин подбирает очень скрупулезно. Ушли за мои 20 с лишним лет работы, по-моему, лишь три человека. Большинство остаются, возникают семьи, рождаются дети. Мне дорого, что наш театр — не крикливый, люди в нем увлечены работой, поисками смыслов, а не рекламными акциями. Отдельно хотела бы сказать об очень важном для меня проекте: 27 апреля и 18 мая РАМТ принимает у себя в гостях тот самый спектакль «Черное пальто» с последующим его обсуждением.

— А когда предстоит выбрать, в каком из предлагаемых кинопроектов сняться, что для вас важно?

— Три составляющие: сценарий, режиссер и партнеры. Иногда соглашаюсь на роль, если понимаю, что персонажи с подобным характером мне еще в работе не встречались. Так было, например, с «Содержанками» и с сериалом «Неверные», который сейчас выходит на экраны. В нем я сыграла сильно пьющую женщину, пытающуюся победить зависимость и вернуться в нормальную жизнь. На пробах чувствовала себя неуверенно, потому что никогда в жизни не испытывала состояние такого опьянения, после которого не помнишь себя. Тем не менее на роль меня утвердили быстро.

А еще я с огромным удовольствием согласилась участвовать в фильме «Американец», где некоторые сцены предстояло играть на родном языке моей мамы — она армянка. Этот опыт помог мне погрузиться в историю страны, вспомнить рассказы бабушки. Скоро предстоят еще одни съемки в Армении, и мне это особенно дорого сейчас, когда мама ушла из жизни.

— Как вы относитесь к тому, что много лет вас узнавали благодаря сериалу «Не родись красивой»?

— Как к данности. Когда ко мне обращались «Катя», охотно откликалась. Но сейчас все меняется, выросло поколение 20—30-летних, не видевших того фильма.

— Говорят, в этом году решили снять его продолжение?

— Думаю, тут силен ностальгический мотив. Многие ассоциируют с сериалом «Не родись красивой» лучшие годы своей жизни: юность, молодость, рождение ребенка. Ко мне на гастролях и на отдыхе в разных городах подходили женщины и говорили: «Я смотрела ваш фильм, когда кормила своего первенца».

Такой была героиня Нелли Уваровой без малого 20 лет назад. Фото kinopoisk.ru

— А если предложат поучаствовать в этом проекте вновь, вы согласитесь?

— Меня об этом спрашивали регулярно — через год, пять, десять лет после завершения работы над тем сериалом. И я всегда отвечала: «Сейчас история себя исчерпала, вот лет через двадцать можно было бы посмотреть, что случится с персонажами». Теперь два десятилетия прошли — дело за талантливым сценарием. И, конечно, было бы идеально, чтобы сниматься пригласили всю нашу прежнюю прекрасную команду. Мы ведь все до сих пор общаемся...

P.S. 14 марта у Нелли Уваровой был день рождения. «Труд» от души поздравляет актрису и желает ей новых творческих свершений, а зрительской любви — не меньшей, чем та, что завоевала ее героиня Катя Пушкарева!

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9129
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5755
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4379
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?