Главная Культура 00:15 15 Апреля 2016 3498
Бородатые новации

«Золотая маска-2016» прошла в жестком противостоянии ревнителей и ниспровергателей традиций

Любовь Лебедина

16 апреля состоится торжественная церемония вручения национальной театральной премии «Золотая маска», когда одни будут радоваться, другие — обвинять членов жюри в необъективности. Хотя все мы, от самого влиятельного арбитра до рядового зрителя «Маски», по сути являемся заложниками решений экспертного совета.

Побывав в 100 городах России и истратив кучу денег, чтобы посмотреть 600 премьер 2015-го года, эксперты руководствовались, конечно, благородными мотивами — открыть неизвестные театральные шедевры и привезти их в Москву. Даже не поленились съездить в маленькие города: Минусинск, Серов. Новокуйбышевск: мол, демократия распространяется на все театральное искусство, в какой бы географической точке оно ни находилось. Похвальный момент. Только вот, например, на гастроли в Прибалтику «Золотая маска» отбирает почему-то исключительно звездные столичные спектакли и перестает играть в демократию там, где надо завлечь реального зрителя, приносящего кассовые сборы.

Оно и понятно, в Москве и Петербурге сосредоточены лучшие творческие коллективы — главные законодатели театральной моды. Здесь новаторы борются с консерваторами, разоблачают провокаторов или воздают им хвалу, питаются скандалами и сочиняют «мыльные» проекты, а в целом все сводится к ярмарке тщеславия. Как известно, Минкульт РФ спонсирует «Золотую маску», иногда в целях экономии урезая дотацию. И тут претензий к чиновникам бедного министерства нет. Недавно вот у них 50 миллионов рублей неизвестно куда пропали — беда! До театрального ли фестиваля? Тем не менее хоть что-то, но дали.

На фоне скандальных министерских пропаж демарш двух режиссеров — Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова, заявивших о снятии своих спектаклей с афиши «Золотой маски» из-за якобы ангажированной критики со стороны одного из членов экспертного совета, — выглядит тем, чем он является: всего лишь желанием привлечь внимание общественности к себе... Кстати, дальше грозных заявлений не пошло. «Обыкновенную историю» в Гоголь-центре показали 9 апреля. А «Герой нашего времени» в постановке Кирилла Серебренникова шел пять раз на новой сцене Большого театра. Да и Олег Табаков, и Наталья Тенякова, номинированные на «Лучшую мужскую роль» и «Лучшую женскую роль», тоже продемонстрировали свое мастерство в «Юбилее ювелира» под руководством Константина Богомолова. Оказалось, наш бунтарь Богомолов прекрасно умеет работать в русле психологического театра, просто ему там скучно без любимых приколов-провокаций. Но в данном случае пришлось смирить гордыню — во-первых, насмехаться над старым героем у последней жизненной черты нехорошо, во-вторых так недолго и схлопотать у Табакова нагоняй, а это даже модному режиссеру ни к чему.

Среди наиболее ярких музыкальных номинантов «Золотой маски» - спектакль по реконструированной опере Шостаковича «Оранго» в Пермском театре оперы и балета (музыкальный руководитель - Теодор Курентзис). Фото Сергея Бирюкова

Во время «Золотой маски» зрители всегда пристально следят за негласным соревнованием московских и питерских театров. Вот и на этот раз эксперты, не устояв перед мощным обаянием Андрея Могучего, представили аж три спектакля БДТ имени Георгия Товстоногова. Да и как не поддержать худрука легендарного театра, если под ним как раз сейчас зашатался трон и запахло выборами нового руководителя (правда, уже во время фестиваля стало известно, что приехавший на сбор труппы министр культуры приготовил сюрприз Могучему в виде нового контракта). Наверное, после этого и «Пьяные» Ивана Вырыпаева, показанные на «Золотой маске», будут занесены в реестр выдающих заслуг режиссера-новатора, реформировавшего бывший оплот психологического театра, хотя, на мой взгляд, этот китч скорее напоминает эстрадный анекдот. Несмотря на то, что Ивана Вырыпаева в его стремлении «вернуть миру подлинность» часто сравнивают с Шукшиным, а после фильмов «Эйфория» и «Спасение» зачислили в лидеры мейнстрима, качество образного слова у него хромает. Сленг, ненормативная лексика — вот та питательная среда, из которой Вырыпаев черпает вдохновение. Неудивительно, что Андрей Могучий, некогда создатель Формального театра, нашел родственную душу в лице драматурга и режиссера Ивана Вырыпаева. Я бы с удовольствием посмеялась, наблюдая, как заслуженные артисты валяют дурака, исполняя акробатические этюды на батуте, и какую, извините, хрень несут под прикрытием бранной лексики, но почему-то скулы сводило от скуки. Хотелось спросить у создателей вымученных комиксов: неужели вместе с литературной русской речью в нокаут отправили и профессиональные актерские навыки? Много ли умения нужно, чтобы изображать пьяниц, проваливаясь на батуте, придуманном художником Александром Шишкиным? Да нисколько! А это, похоже, главная исполнительская фишка спектакля.

И почему я должна соглашаться с теорией веры в безверие, закодированной в подсознании механических «роботов», не знающих, ради чего живут? Это уже о следующем спектакле БДТ, постановке Андрея Жолдака «Похитители чувств». Скажу честно, от этой работы я не ждала никаких «нановаций», поскольку именитый украинский режиссер продолжает здесь свою вполне старую линию так называемого «нового европейского театра» и с этого пути не сворачивает, радуя продвинутую критику, убежденную в том, что психологический театр исчерпал себя. Перед спектаклем Андрей Валерьевич в видеообращении к публике изложил суть своего видения театрального искусства, не имеющего, по его словам, ничего общего с реальностью, поскольку это сон, иллюзия. А в таком сне самое место всяческой чертовщине, от неопознанных летающих объектов до черных ангелов, проходящих сквозь стены и закрытые двери, невидимо существующих рядом с людьми и управляющих их чувствами. Получилось что-то вроде космической одиссеи с набором гэгов и комических шарад, где сюжету отводится служебная роль. Вроде бы свадьба в итальянском семействе, какие-то мафиози, прыгающие на матрасе молодожены, папаша-обжора, наделенная повадками гея мамаша, отрезанная голова оленя, томатный сок, имитирующий реки крови... И если бы не имя Гольдони в той самой вступительной речи Жолдака, вам ни за что не догадаться, что этот винегрет из видео, ужастиков и немого кино с озвучкой двумя ведущими, сидящими на авансцене с микрофонами — всего лишь парафраз на тему хрестоматийного «Слуги двух господ».

Анализируя программу фестиваля можно смело сказать: сейчас имеет место жесткое противостояние между художниками, отдающими приоритет углубленной трактовке литературного первоисточника, и авангардистами, в подражание западному театру идущими против авторского видения сюжета и героев. Ведь не случайно москвичи переживают — не исчезнет ли с уходом из жизни Петра Наумовича Фоменко «легкое дыхание» созданного им Театра-мастерской? К счастью, последняя премьера Ивана Поповски «Сон в летнюю ночь», включенная в программу «Золотой маски» по пяти номинациям, подтверждает: фундамент, заложенный великим режиссером, стоит крепко и пока не разрушается. В этом искрометном и озорном спектакле все так же много смешных приколов, но ни грамма пошлости, ни малейшего намека на черный юмор, коим так увлекаются революционеры театральной перестройки.

Среди московских номинантов «Золотой маски», по-моему, выделяются четыре спектакля. Это «Нюрнберг» Алексея Бородина в РАМТе, где исполнители многонаселенного политического представления, повествующего о начале холодной войны после нюрнбергского процесса, сохраняя собственную индивидуальность и следуя режиссерскому замыслу, создают единый актерский ансамбль.

То же самое могу сказать об актерах Сергея Женовача, самозабвенно играющих историю «Самоубийцы» о маленьком человеке, мечтающем научиться играть на трубе и вдоволь кушать ливерную колбасу. Третий спектакль, номинированный на «Маску» — «Бег» Михаила Булгакова в Вахтанговском театре, поставленный питерцем Юрием Бутусовым. (Эксперты также выбрали для показа на фестивале другую его постановку в театре имени Ленсовета — «Кабаре Брехт»). Притом что метафорический «Бег» наполнен массой символов и художественными инсталляциями, артисты в нем существуют весьма комфортно, и «первую скрипку» играет Виктор Добронравов, органично вплетаясь в сложную историческую паутину судеб, рожденную революцией. Ну, а сочинение Камы Гинкаса «Кто боится Вирджинии Вульф» с удивительной работой Игоря Гордина, претендующего на «Лучшую мужскую роль», конечно же — авторское осмысление уроков Георгия Товстоногова, о которых в родном городе Георгия Александровича пытаются забыть.

Правда и тут бывают счастливые исключения, и хотя Валерий Фокин не ученик Товстоногова, но с его приходом в питерскую Александринку началось возрождение одного из первых театров России. Здесь не обслуживают зрителя, здесь его воспитывают в духе великой русской культуры. Задуманный еще семь лет назад «Маскарад» Михаила Лермонтова наконец-то обрел реальные черты, да еще какие, навеянные постановкой Всеволода Мейерхольда 1917 года. Фокин дал новое название своему детищу: «Маскарад. Воспоминания будущего», в котором отразилась не только театральная история прошлых лет и реанимировалось художественное оформление Александра Головина, но также возникла параллель с современным обществом, безжалостным и прагматичным. Благодаря техническим придумкам зрители через мультимедийный видеоряд как бы погружаются в атмосферу столетнего спектакля. Из люков выплывают на поверхность прозрачные стеклянные кубы с застывшими в них фигурами, словно из музея восковых монстров, а потом они оживают, звучит вальс-фантазия Глинки, плавно переходящий в ритмическую музыку Александра Бакши. В этой шикарной декорации, напоминающей русский Версаль, отлично бы звучали монологи давнего классического Арбенина — Юрьева, но великого мастера уже давно нет, а нынешний Арбенин в исполнении Петра Семака тоже хорош.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3329
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3227
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3093
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?