11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЛЮДМИЛА ЗАЙЦЕВА: ЧЕМ МЕНЬШЕ ЗАРПЛАТА, ТЕМ ЦАРСТВЕННЕЙ РОЛИ

Турченко Сергей
Опубликовано 01:01 15 Мая 2001г.
Людмила Зайцева окончила Театральное училище имени Щукина. Первая же роль в кино - сержант Кирьянова в фильме "А зори здесь тихие..." - принесла ей всесоюзную известность. Затем сыграла небольшой эпизод в картине Василия Шукшина "Печки-лавочки". А потом - целая галерея образов: Александра в "Здравствуй и прощай", Анна в телесериале "Строговы", Валентина в ленте "Ксения, любимая жена Федора", Пелагея в картине "Кадкина всякий знает", Зубрич в "Воскресной ночи", Мария в "Праздниках детства"... Всего в кино сыграно более полусотни ролей. Немногим меньше - в Театре киноактера.

- Людмила Васильевна, вы - народная артистка не только по званию. Хорошо известно, сколько вам приходится ездить по стране с концертами, с какой любовью к вам относятся люди, как вы умеете с ними общаться, какие доходчивые слова находите. Таким единением с простым людом - широкой аудиторией не каждый артист может похвастать. Откуда это у вас?
- Мои корни кубанские. В сельской местности прошли детство и юность. Каждый год езжу к маме в Усть-Лабинск. Людей от земли люблю, общение с ними - истинная радость. Люблю кубанский говор - яркий, выразительный, песенный! Вот где чистая душа народа...
- А как вы, кубанская станичная девчонка, оказались в большом кинематографе?
- Родилась после войны - в трудные годы для всех. Мать у меня - одиночка, яслей не было, детских садов тоже, жизнь голодная. Училась я всегда хорошо, но не блестяще. Особо активной участницей художественной самодеятельности не была. А мечта стать актрисой... Это, наверное, пошло от фильмов, потому что близко никакого театра не было. Артисты к нам не добирались.
После школы махнула в Москву "поступать в артистки", смутно представляя, чем одно театральное училище отличается от другого. Пришла во МХАТ и там услышала от председателя экзаменационной комиссии: "Мне сдается, вам надо поступать не к нам, а к вахтанговцам, в Щукинское училище". Быть может, он имел в виду природу вахтанговской школы - более легкой, озорной, что ли, более импровизационной? Может, эти качества увидел во мне, не знаю. Могу только сказать: никогда не жалела, что поступила в "Щуку" и окончила ее.
- Вы окончили театральное училище, но стали киноактрисой. Почему?
- Случайно. Пригласили в массовку "А зори здесь тихие... " Там на меня обратил внимание режиссер Станислав Ростоцкий. Предложил попробоваться на роль сержанта Кирьяновой. Получилось. Фильм имел, как вы знаете, большой успех. Чем-то глянулась я Василию Макаровичу Шукшину. Он пригласил сниматься в "Печках-лавочках". Ну и пошло...
- Похоже, в кино вы почти всегда играли саму себя, ваши героини такие же добрые, открытые, светлые... Вы выбираете роли?
- Нет, конечно. Режиссеры, как правило, люди проницательные и знают, кого и на какую роль приглашать. Хотя право выбора всегда имеется - в том смысле, что от роли, которая не по душе, можешь отказаться.
- Был ли у вас Учитель с большой буквы, непререкаемый авторитет в искусстве?
- Учитель? Не знаю, что и ответить. В детстве мне очень нравилась Марина Ладынина и все фильмы с ее участием. И никогда не нравилась Любовь Орлова. Не воспринимала я эту актрису никак. Она, конечно, мастер, но вот не легла на душу ни в одной картине. Бог его знает, может, не те фильмы с Орловой я смотрела?..
Если говорить о более зрелых годах, могу сказать, что огромное влияние на меня оказал Шукшин. Я с ним только в "Печках-лавочках" снималась и не могу утверждать, что тогда не понимала, с каким мастером работаю. Но лишь после "Калины красной", после его смерти со мной что-то случилось. Я как-то по-иному стала воспринимать его творчество. У него же сложная была жизнь в искусстве. И человек он был очень непростой, разный. Не могу сказать, что он является для меня примером служения искусству... Нет, он скорее пример отношения к Родине, к России.
- Людмила Васильевна, известно, что вы человек религиозный, в церковь ходите, поститесь. И в то же время преуспеваете в лицедейской профессии, которую принято считать скорее греховной. Нет ли здесь противоречия?
- Помните, как Иисус сказал: кесарю - кесарево, а Богу - Богово? А вообще от греха в этом мире не спрячешься. Важно в душу его не пускать. В связи с этим хочу привести слова, сказанные архиепископом Никоном: "Не делайтесь рабами человеков в душе, в совести своей, не позволяйте себе из человекоугодничества грешных дел. А за внешнею гражданскою свободой не гоняйтесь: есть она - пользуйтесь, нет - передавайте себя в волю Божию. Храните свою духовную свободу, свободу от рабства греху: вот это - великое благо, это - счастье и блаженство, которое никто насилием не может отнять у вас"...
- Пожалуй, это настоящая программа для христианской души. Но давайте перейдем к мирской жизни. Ведь у вас семья, и ее надо как-то кормить...
- Да, это проблема. Мой муж - актер и режиссер Геннадий Воронин - долгое время практически не имеет работы. Я всегда была актрисой Театра киноактера. Но сейчас этот "храм искусства" переживает развальные времена.
- Чем же вы зарабатываете на жизнь?
- Иногда приглашают участвовать в концертах...
- А в кино снимаетесь?
- Выпало три раза за последние годы счастье. Правда, теперь о простых людях фильмов почти не делают. Пришлось переквалифицироваться в экранные царицы.
- Что вы имеете в виду?
- Недавно вот снялась в роли Евдокии Лопухиной в фильме Виталия Мельникова "Царевич Алексей". Режиссер Василий Панин сделал фильм "На заре туманной юности", где мне посчастливилось играть Пелагею Ивановну Кольцову - мать великого русского поэта. Несколько лет длились съемки картины "Тайны дворцовых переворотов", в которой у меня роль опять-таки женщины царских кровей - Екатерины Макленбургской. Иногда смеюсь: чем меньше зарплата, тем царственней роли. Но, по правде сказать, я рада любой работе. Конечно, если она не против души.
- Какие видите перспективы? О чем мечтаете?
- Жизнь нынче трудная, но человек так устроен, что всегда надеется на лучшее. Мне бы очень хотелось, чтобы возродился наш Театр киноактера. И я там сыграла бы Василису в пьесе Горького "На дне". Как раз до развала труппы прошла премьера этого спектакля в новой постановке. Зрители очень заинтересованно ее приняли. До сих пор на улице иногда встречают незнакомые люди, узнают меня и спрашивают: почему в Театре киноактера не идет эта пьеса? Впрочем, как не идут и многие другие спектакли...
А еще мечтаю сыграть настоящую русскую женщину с сильным созидательным характером, которая в сложную для нашей страны годину показала бы даже мужикам пример стойкости, мужества, самоотверженности.
Есть мечты и чисто семейные. Хочется, чтобы дочь Василиса успешно окончила институт, а муж Геннадий вновь нашел бы свое место в кинематографе.
Желания простые, приземленные. Но разве не в этом вся соль нашей жизни?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников