Главная Культура 06:51 15 Мая 2012 2267
Переутомленный от солнца?
<p>Траектория Никиты Михалкова</p>
Павел Демидов

«Это будет камерная драма по определению, но, надеюсь, очень масштабная по осмыслению». Так определил Никита Михалков идею экранизации рассказа Бунина «Солнечный удар». Он шел к этому, по его словам, 35 лет. Чего нам ждать — зависит от того, кто его будет ставить. Конечно же, Михалков. Но — какой?

Сегодня, когда мысленно прокручиваешь ленту его жизни в обратном направлении, многое кажется исполненным символического смысла. И то, что родился в победном 1945 году, и то, что начал свою настоящую, мужскую жизнь не где-то под теплым родительским крылом, а на самом краю нашей страны, на Камчатке, на атомном подводном флоте. В 18 лет вкусил первые плоды всенародной любви и славы, снявшись в фильме «Я шагаю по Москве». И до сих пор: А что, собственно, «до сих пор»? Вот на этот вопрос автор и взял на себя смелость попытаться ответить.

В 60-70-е годы века минувшего тот дом на Советской улице Петропавловска-Камчатского относился к числу элитных, хотя этого слова жители полуострова в ту пору еще не знали. Элита представляла собой обшарпанную блочную пятиэтажку, само собой, без лифта, мусоропровода и горячей воды. Однако на фоне и в окружении деревянных почерневших домишек и кособоких бараков смотрелась вполне респектабельно. Каким чудом Зорию Балаяну, всего лишь врачу физкультурного диспансера, удалось получить там однокомнатную квартиру? Нас, молодых тогда журналистов, с которыми Зорий водил дружбу, восхищали его феноменальные умения — мгновенно назвать день недели любой даты, хоть пятисотлетней давности, найти строку в газетной подшивке, лишь подчиняясь мысленному приказу, и еще много других гитик знал общий наш любимец. Его однушка была для нас своеобразным клубом, где мы бывали часто и с удовольствием. Бывал там в увольнениях и матрос срочной службы Никита Михалков.

Есть необъяснимая (во всяком случае, для меня) особенность жизни. Пристанет к человеку какая-то примочка, откуда, как взявшись — не понятно, и хоть расшибись — не отдерешь. Так было и с ним. Обласканный на многое способной родительской любовью, уже вкусивший собственной славы, парень вдруг принимает мужское решение отдать воинский долг Родине и отправляется на самый дальний Восток. Радоваться бы, что не перевелись еще такие люди. Однако — нет. Скептическая ухмылка, тухловатый слушок: не все чисто, есть какой-то резон. А резон, может быть, один: хочу жить честно.

Надо отдать должное Михалкову тех лет: он старался лепить свою жизнь собственными руками, не пользуясь административным ресурсом (имеется в виду громкая фамилия). Ну, а если ресурс все же срабатывал, так это наша общая, окружающих, холопская беда: мы или лижем, или кусаем. Его вины здесь, на мой взгляд, никакой.

В ту пору Камчатка еще не знала, что появится Дмитрий Анатольевич Медведев, и спокойно пребывала себе в девятом часовом поясе, встречая утреннее солнце, когда Москва еще жила вчерашним днем. Это было время бескорыстных, честных отношений между людьми, ими была напитана вся атмосфера полуострова, и молодой Михалков вписывался в нее органично. Легкий, открытый, явно незаурядный, он по своей, как сейчас сказали бы, харизме вполне конкурировал с гостеприимным хозяином дома. Так что траектория его жизни уверенно и заслуженно набирала высоту.

Мало кому удается, ощутив на плечах груз собственной успешности, не прогибаться под его весом. Примеров тому — тьма и тьма. Михалкову удавалось. В 1974 году он дебютировал как режиссер и в течение десяти лет создал семь киношедевров, каждый из которых был заслуженно отмечен и оценен. Такой плотности успеха на единицу времени не достигал, пожалуй, никто из отмеченных даже более высоким градусом таланта. За Михалковым закрепилась репутация режиссера, который не знает неудач. Назовем эти семь лент, право, они стоят того: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Родня», «Без свидетелей». Нельзя не сказать, что в это же время Михалков снимается и сам, причем не в своих фильмах, так сказать по блату, а у других режиссеров, и это в принципе высококачественные работы. «Сибириада», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс»: Звание народного артиста РСФСР — словно финишная лента в конце десятилетнего марафона. Но финиш — напоминаю! — лишь промежуточный.

Эти заметки не ставят целью ввести читателя в творческую лабораторию мастера. Они скорее о том, каково приходится человеку яркому, сильному, открытому и, главное, успешному, каково ему нести крест своего таланта, постепенно становясь самому себе и судьей, и поводырем. Именно такое происходит, если уже не произошло, с Никитой Михалковым. Я очень внимательно (дважды!) посмотрел его работу про утомленных солнцем. И что же? А то, что гора родила мышь. Размера, правда, изрядного, не в пример ее товарке-метафоре из «Цитадели», но — мышь. И это прискорбно.

Называть последнюю работу Михалкова творческой неудачей я бы не стал. Это было бы слишком упрощенно. К нынешнему результату Михалков шел долго и путями, которые прямого отношения к главному делу его жизни не имели. Пять лет возглавлял Всесоюзную федерацию тенниса. Получилось. Многолетний руководитель Российского фонда культуры. Тоже особых нареканий вроде не слышно. Почти пятнадцать лет бессменно председатель правления Союза кинематографистов России — здесь Никита Сергеевич, пожалуй, более всего органичен, хотя многие коллеги считают иначе.

Искусство не прощает измены, а Михалков изменил. Своему таланту, самой сильной, почти неповторимой его стороне. Умению уловить, прочувствовать и вывести на экран тончайшие нити человеческих отношений. Напитать этим умением актеров, все окружающее пространство. Сделать его объемным, живым, правдивым. Фон, сюжет не имели значения. Фильмы, которые здесь уже были названы, — прекрасная тому иллюстрация. Это фильмы раннего Михалкова. Право, не возьмусь вот так, сходу, привести имя другого такого же мастера отечественного кинематографа. Но режиссер чуть ли не жертвенно вел себя по пути: в тупик.

Первым тревожным звонком на этом пути могли бы стать его первые «Утомленные солнцем». Для него эта лента должна была бы стать фильмом-предупреждением, но стала фильмом-триумфом, который обернулся песней сирены для самого художника. В его палитре вместо фирменной тонкой пастели появились непривычные жирные мазки, словно он боялся, что зрители его не поймут (вспомним хотя бы энкавэдэшные эпизоды). Едва ли не впервые Михалкову изменило чувство меры: в картине несколько финалов, каждый из которых вполне самодовлеющ, но не хватило мужества, чтобы, подобно гениальному скульптору, отсечь лишнее. И это при том, что в тех же «Утомленных» истинно михалковским камертоном звучат сцены жизни обитателей дачи, отношений Котова и Мити.

Не увидел. Не услышал. Не внял. Впрочем, и внимать-то было нечему. Ему пеняли за все, а кино — подлинное, главное и по-настоящему единственное дело жизни — оставалось за кадром. Не было ни одного серьезного и глубокого профессионального анализа творчества позднего Михалкова. На наших глазах растворялся, тратил себя на мельтешню, тонул в светско-политической тусовке один из лучших творцов нашего времени — и ни слова, о друг мой, ни звука! Почему так? Трудно сказать. Впрочем, когда Россия так уж особо грустила о своих потерях? Особенно — людских.

Когда завершенному, уже давно существующему самостоятельно произведению вдруг начинают искусственно продлевать жизнь да еще присваивают порядковый номер, это не может не настораживать. «Два капитана-3» или «Броненосец Потемкин-4». Как правило, такие попытки оканчиваются конфузно: дважды в одну реку:

Такое впечатление, что Михалков словно забыл киноязык, которым он столько лет говорил с нами. Говорил не только ясно, чутко и убедительно, но красиво, грамотно и точно. Его язык, с одной стороны, был универсален, ибо его понимали все. С другой же — уникален, всегда узнаваем и любим. А что может быть большим счастьем для художника? Можно ли говорить, что Михалкову достался крест не по силам? Нет, тот крест, который дал ему Господь, был как раз впору. И он нес его достойно и ко всеобщей радости. А потом: Что было потом, мы уже знаем. Вина ли режиссера Михалкова в том, что вершину его траектории сегодня можно увидеть лишь повернув голову назад? Или беда? На мой взгляд, скорее, второе. Ибо долго купаться в солнечных лучах — можно и переутомиться.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23326
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5527
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5409
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Культура 20:01 / 18 Октября 2025 3886
Американец гадит

«Американец» - так будет называться криминальный сериал, действие которого происходит в 1949 году

Труд
В Фильме снимаются Антон Шагин и Любовь Константинова. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Думал ли наш зритель, когда с упоением смотрел «Место встречи изменить нельзя», что пару десятков лет спустя производители сериалов один за другим начнут штамповать кино о борьбе с послевоенным бандитизмом? «Крик совы»,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?