Как известно, икона Николы Зарайского после реставрации была передана в храм города, где она находилась столетиями и почиталась, как чудотворная. Это событие широко освещалось в СМИ, однако в тени остался факт: почему объект находился на реставрации почти полвека?
«Труд» изучил случаи восстановления предметов древнерусского искусства и обнаружил, что задержка работ на десятилетия — вовсе не редкость. Порой дело доходит и до обвинений в адрес реставрационных центров в фактическом захвате произведений из провинциальных музеев или храмов.
Как принято считать, икона Николы Зарайского — это список с более ранней иконы, которая была перенесена в город Красный, ныне Зарайск, из Византии в начале XIII века. Первое документальное упоминание об иконе относится к XVI веку. Согласно «Циклу повестей о Николе Зарайском», образ святителя явился в видении священнику, служившему в храме города Корсуни, где в то время находилась икона. Святой Николай повелел священнослужителю перенести свой чудотворный образ в пределы Рязанского княжества, чтобы «чудеса творить и место то прославить». Если верить легенде, в 1225 году рязанский князь Федор Юрьевич принял икону и выстроил храм. Многие цари, князья и императоры приезжали в Зарайск поклониться образу святителя. Однако после революции, с закрытием Никольского собора, икона была передана в краеведческий музей города. А в 1966 году ввиду ее плохого состояния направлена в столичный Музей Андрея Рублева на реставрацию.
И вот икона возвращена в Зарайск. Сейчас образ находится в специальной климатической капсуле. Датчики помогают вести постоянный мониторинг состояния иконы. Раз в месяц в Зарайск должны наведываться мастера из ГосНИИ реставрации. Сотрудники музея «Зарайский кремль» также обязуются следить за состоянием иконы. Благотворительный фонд святителя Василия Великого начал работу по поддержанию в капсуле необходимой температуры и влажности. Кроме того, устанавливается пуленепробиваемое стекло. Все это позволит уберечь памятник от разрушающих факторов внешней среды. Технические параметры уже согласованы с ГосНИИ. Как стало известно, в этом году завершаются работы по ремонту и обустройству здания для музея на территории кремля. Оно будет оборудовано охранно-пожарной сигнализацией и видеонаблюдением.
И все же почему на реставрацию иконы ушло без малого пятьдесят лет? Чем объясняется такая задержка возврата образа законным владельцам?
За консультацией мы обратились к доктору искусствоведения, заведующему отделом искусства Древней Руси Государственного института искусствознания Льву Лившицу. Специалист считает, что в случае с иконой Николы Зарайского неоправданной задержки не было. Более того, несмотря на столь долгое пребывание у реставраторов, памятник, на взгляд Льва Исааковича, продолжает оставаться в довольно плохом состоянии — не удалось устранить все те повреждения, которые нанесло иконе долгое пребывание в маленьком провинциальном музее без должных условий содержания. Плохо финансируемый музей Зарайска просто не мог выполнить все требования по сохранности экспоната. Кроме того, берясь за такой сложный объект, трудно заранее сказать, сколько времени займет его восстановление.
Эксперт усомнился и в том, что после возвращения в Зарайск икона не пострадает. Да, спонсоры гарантируют создание надежной климатической витрины. Но известны примеры того, что подобные витрины не уберегали иконы от внешних факторов. Так, во Владимире икону Боголюбской Божьей матери поместили в климатическую витрину в одном из действующих храмов, и она все равно была поражена плесенью, так что пришлось отдать ее на реставрацию, где она находится уже более двух лет.
Другой пример — икона из Торопца, которая хранилась в Русском музее Петербурга. Памятник был передан в храм поселка Княжий Остров, где соорудили климатическую витрину, но и в этом случае порчи не удалось избежать.
Оказывается, температура витрины должна обязательно совпадать с температурой внешней среды. Иначе перепад температур при изъятии иконы для осмотра экспертами отрицательно скажется на ее деревянной основе. А не изымая время от времени икону, реставраторы не могут оценить состояние памятника.
Что же касается звучащих порой предложений юридически вернуть икону Николы Зарайского церкви, эксперт с ними не согласился. По сложившейся традиции, и в Эрмитаже, и в Третьяковской галерее, и во множестве региональных музеев хранятся огромные коллекции икон. Если же массово передать иконы в приходы, то наше национальное достояние подвергнется огромному риску: кто будет отвечать за состояние памятников?
В завершение ученый добавил, что, будь его воля, храм вполне мог бы обойтись грамотно сделанным списком.