Главная Культура 19:03 15 Октября 2021 7979
Как русские художники за морем счастья искали

Спустя почти сто лет Музей русского импрессионизма вспоминает легендарную русскую выставку в Нью-Йорке

Елена Широян
Картина Вениамина Белкина «Фрукты на синем», дважды совершив путешествие через океан, обрела свой постоянный дом в Русском музее. Изображения предоставлены Музеем русского импрессионизма

Старое, доброе, веками проверенное отечественное искусство. Реализм с вкраплениями русского сезаннизма, пленэризма и модерна плюс чуть-чуть авангарда в мягком, отнюдь не радикальном варианте. Имена Льва Бакста, Бориса Кустодиева Михаила Ларионова, Ильи Машкова, Аркадия Рылова, Валентина Серова, Василия Поленова, Константина Юона, как и названия Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного Эрмитажа, ласкают слух, Вопрос лишь, почему эти вещи отличного качества поступили на нынешнюю выставку в Музее русского импрессионизма «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» из самых разных точек планеты, хотя возили их в США в надежде распродать там как горячие пирожки?

Отрадно, что Музей русского импрессионизма, созданный в Москве лишь пять лет назад, уже занял свою нишу и берется за сложные темы. Вот как то заокеанское турне, которое до сих пор — почти непаханое поле, хотя случилось оно век назад.

В ту пору привычная нам «культурная дипломатия» была еще в зародыше. Хотя, допустим, картины Айвазовского и Верещагина американцы увидели уже в XIX веке, а в начале ХХ столетия культуртрегерские проекты вроде балетов Анны Павловой дополнились и регулярными показами обосновавшихся на Гудзоне беглецов из разоренной революционной России.

При наступлении нэпа творцы воспряли и попытались вернуться к прежней арт-практике. Ведь большинство художников России в ту пору переживали катастрофу. Если ты не выходишь из стен мастерской под лозунгом «Улицы — наши кисти, площади — наши палитры», то сиди без работы и денег: арт-рынок разрушен. Группа организаторов американской поездки, включившая Игоря Грабаря, Константина Сомова, Сергея Виноградова и даже издателя Ивана Сытина, поставила перед собой задачу не столько пропаганды русского искусства с его маэстрией, сколько оказания собратьям чисто гуманитарной помощи. США же выбрали как страну богатую и благополучную, особенно на фоне только что жестоко отвоевавшей Европы. Собрали масштабную коллекцию почти в полторы тысячи работ, продумали темы, стилистику, афиши, каталог. Но что-то пошло не так — о чем «рассказывают» те семь десятков работ, что поступили на нынешнюю выставку из музеев и частных собраний России и мира.

«Рыбак с крабом» — одна из немногих новаторских работ, попавших в состав нью-йоркской выставки. Собрание Майи и Анатолия Беккерманов

Тогда, в 1924-1925 годах, русским мастерам предоставили престижную площадку в центре Манхэттена, в Большом Центральном дворце. Удалось выручить от продажи более 50 000 тысяч долларов, хотя кураторы рассчитывали на много больший эффект, а рядом с миллионами, за которые уходят в наши годы на аукционах «Обнаженная» Серебряковой или «Радуга» Сомова, эти деньги кажутся смешными. Самое же главное — продались лишь около 90 из тысячи работ! Не более удачными оказались и последующие вояжи разделившейся на «северную» и «южную» часть выставки, проехавшей ещё по двадцати городам США и Канады. Не помогло и содействие видных американских деятелей культуры и бизнеса (в попечительский совет наряду с издателем Уильямом Хёрстом вошли члены виднейших семей США). Да и покупателей было немного: дизайнер Луис Комфорт Тиффани, бизнесмен Чарльз Крейн, а также поддержавшие соотечественников Фёдор Шаляпин и Сергей Рахманинов.

Организаторы американского турне (слева направо): Федор Захаров, Константин Сомов, Иван Сытин, Игорь Грабарь, Иван Трояновский, Сергей Виноградов

На самом деле показы русского искусства за рубежом в ту пору не были такой уж редкостью. Уже состоялось явление русского авангарда в галерее Ван Димена в Берлине (1922), а в 1923-м Музей Стеделийк в Амстердаме показал «Первую русскую художественную выставку» с работами Эль Лисицкого, Малевича, Любови Поповой, Родченко, Татлина и их ближайшего круга. В 1924 году в советском разделе Венецианской биеннале предстало творчество Александра Веснина, Варвары Степановой, тех же Малевича, Поповой, Родченко, а в следующем году знаменитый павильон, спроектированный Константином Мельниковым, станет гвоздем эпохальной Выставки современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Там потрясенные европейцы увидели, как преображалось искусство России, пока ее границы были закрыты из-за Мировой войны и революции.

На этом фоне то, что привезли в 1924 году в США Грабарь и Ко, выглядело старомодным, за исключением нескольких художников-новаторов — Бориса Григорьева, Кузьмы Петрова-Водкина или стоявших у истоков авангарда Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова. Понимая разницу между европейской и американской аудиторией, инициаторы заокеанского вояжа не стремились показать себя радикалами.

Картина Михаила Ларионова «Офицерский парикмахер» в итоге стала собственностью венской галереи «Альбертина»

Но даже эти опытные люди не представляли себе полностью вкусов и психологии «среднего американца». И вышло, что проект стал сшибкой двух миров: русской интеллигенции с ее порой аристократическими замашками и ностальгией о былом величии — и жесткого американского прагматизма, где бал правили не реальные представления о России, а расхожие мифы о «загадочной славянской душе», честно говоря, не так уж непохожие на нынешние: цыгане, тройка, сарафаны, пляски...

Так, европейски образованных русских кураторов шокировало предложение попечительского совета сопроводить вернисаж... костюмированным действом с русским самоваром! Дамы-патронессы, по словам Грабаря, желали видеть «настоящую» русскую экзотику, а нежелание гостей сводить важный культурный проект к лубочным увеселениям расценили как неуважение. Возможно, кураторы и раскаялись в своей гордыне: уязвленные вандербильдихи (одна из дам в самом деле была из семьи Вандербильдт) не стали приобретать русские вещи, в итоге выставка не окупила колоссальных затрат. Но не кусают ли теперь локти сами американцы — потомки тех, кто упустил шанс за скромные суммы приобрести работы классиков?

Столетие назад эта афиша Федора Захарова по мотивам Бориса Кустодиева украшала улицы Нью-Йорка

Со временем экспонаты рассеялись по разным странам. Музей провел почти детективное расследование и отыскал многое в коллекциях США, Канады, Армении, Великобритании, Германии, Испании, Франции, Швейцарии, Таджикистана... Так, «Виолончель» Шухаева прибыла из знаменитой венской галереи «Альбертина». На территории же самой России картины оказались разбросаны от Хабаровска до Ростова-на-Дону. Теперь в рамках самого масштабного проекта МРИ удалось установить судьбу сотен произведений, а какие-то и заново открыть для зрителей.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 10890
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 6363
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6190
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5977
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 5248
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?