По крайней мере с монголо-татарских времен система государственного управления в нашей стране была предельно централизованной. Кто-то видел (и до сих пор видит) в этом преимущество России. Другие считают, что тут - источник всех неприятностей, разделяя озабоченность нашего великого поэта, который отмечал такую национальную особенность: "Внизу власть тьмы, а наверху тьма власти".
В более развитых и благополучных странах давно пришли к выводу, что тот уровень власти, который максимально приближен к ее источнику -народу, - должен быть предельно влиятельным. Местная дорожная сеть, благоустройство территорий, развитие коммунальных служб - всеми этими вопросами центральная власть там вообще не занимается. Все это решается, как говорят англоязычные граждане, "у корней травы". И решается, надо признать, неплохо.
При этом исторически возникли две основные модели организации нижнего этажа управления. Первая - европейская континентальная, построенная на основе государственной теории: местные органы - низшее звено единой вертикали исполнительной власти, подчиненное федеральному и региональному этажам, но имеющее свои четко определенные функции и налоговые источники. Вторая модель - англосаксонская, опирающаяся на общественную теорию местного самоуправления. В этой модели общество само организует власть на местах, и она не подчинена центру. Но при этом местная власть все равно остается частью власти государственной.
Творцы российского конституционного строя решили сразу переплюнуть всех. От советской сверхжесткой централизации они предложили перейти сразу к англосаксонской модели (при том, что почти вся остальная система права в России ориентируется скорее на европейские образцы), но только сделать еще несколько шагов вперед. В действующей Конституции появилась беспрецедентная норма, по которой местное самоуправление не только автономно от центра и регионов, но и выведено из системы государственной власти. Хорошо помню жаркие дебаты по этому поводу на Конституционном совещании 1993 года, когда многие эксперты недоумевали, как это местная власть может не быть частью государства, тем более что она выполняет государственные функции и даже собирает собственные налоги, что вообще является монополией именно государства. Не послушали. В результате у нас выпал целый этаж власти (все, что ниже субъекта Федерации), а ситуация с местным самоуправлением здорово запуталась. Каждый регион ее организовывал, как Бог на душу положит, или не организовывал вовсе.
В местное самоуправление попали власти самых разных поселений: городов-миллионеров, деревень, городских районов, сельских районов и т.д., в том числе входящих друг в друга. Начальство там оказалось несменяемым: даже в случае полной неадекватности местного главы снять его было невозможно, поскольку он - не государство.
Собственные финансовые ресурсы были определены в минимальном объеме, зато на местное самоуправление были повешены выплаты по многим из тех "щедрых" законов, которые напринимали в начале 90-х годов и на которые денег в бюджете никогда не было и не будет. Эти так называемые "необеспеченные титулы" стоимостью в несколько триллионов, только дискредитировали местные органы, подчеркивая их недееспособность.
В последние годы, чтобы распутать все эти узлы, работала комиссия под руководством заместителя главы администрации президента Дмитрия Козака. Задача тяжелейшая, требующая виртуозного решения. Нужно было, не меняя Конституции, фактически создать уровень местной государственной власти, дифференцировать принципы организации управления больших городов, районов и деревень. Подготовленные комиссией законопроекты уже в Думе, и тот факт, что Козак получил служебное повышение, став первым замом главы администрации, увеличивает шансы на их принятие.
Путин самим фактом своего появления на Конгрессе муниципальных образований продемонстрировал свою поддержку начинаниям Козака. А сказанное президентом (не о "цугундере", хотя и это важно) - квинтэссенция реформы самоуправления. Будет создан уровень местной власти, действующей на единой законодательной основе. В Федеральные законы будут внесены поправки, которые устранят необеспеченные финансовые обязательства региональных и местных бюджетов. Разбирая законодательные завалы, Кремль намерен вплотную подойти к вопросу закрепления ее собственности и источников денежных поступлений местного самоуправления. При этом Путин обозначил эти источники: средний и малый бизнес, что правильно. Ведь если налог от мелкого бизнеса идет в основном наверх, какой смысл местной власти его развивать? А оставь этот налог, то, глядишь, она начнет предпринимателей и от рэкета защищать. И тогда появятся деньги и на благоустройство, и на многое другое.
Проблемы должны решаться там, где живут люди. У корней травы. Это - важнейший принцип демократии.