Разнобой оценок свидетельствует о том, что никто в Германии не может предположить, во что выльются коалиционные наработки в социально-экономической сфере. В стране из года в год нарастал дефицит бюджета, достигнув ныне почти 50 миллиардов евро. И партнеры по коалиции приложили немало усилий, чтобы наметить меры по жесткой экономии. Увы, основная тяжесть ляжет на плечи не самых состоятельных. С 2007 года налог на добавленную стоимость возрастет с 16 до 19 процентов и принесет в казну исключительно за счет потребителей более 20 миллиардов евро. Два года не растет пенсия и останется замороженной как минимум еще до 2009 года. Более того, предполагается увеличить пенсионный возраст до 67 лет, исключив из стажа армейскую службу и учебу, повысить взносы в пенсионное страхование. Урезаются пособия по безработице, запрещается во многих случаях отказ от предлагаемой непрестижной и малооплачиваемой работы. Сокращаются госдотации больничным кассам. Однако в то же время повышается размер "родительских денег" - при рождении ребенка семье в течение года будет выдаваться до 1800 евро ежемесячно. Необходимость такой меры объясняется катастрофическим падением рождаемости в ФРГ уже на протяжении двух десятилетий.
При выработке общей платформы ХДС отвергла попытки социал-демократов повысить налоги на предпринимателей. Увеличен лишь налог на сверхбогатых, ежегодный доход которых превышает 250 000 евро. Таких людей в Германии всего 36 000, и они будут платить с суммы, превышающей четверть миллиона, 45 вместо нынешних 42 процентов.
В коалиционной программе уделено важное место энергетическим проблемам. Обещана, несмотря на трудности с финансами, государственная поддержка развитию возобновляемых видов энергии с тем, чтобы к 2020 году повысить собственное производство в этой сфере не менее чем на 20 процентов. Три миллиарда евро будет отпущено дополнительно на научные разработки в области новейших технологий, которые и так получают серьезную государственную поддержку, не говоря об инвестициях мощного частного сектора. Не забыт транспорт, но отныне строительство федеральных автомобильных и железнодорожных магистралей, которое до настоящего времени производилось только за бюджетные средства, будет осуществляться с обязательным привлечением частного капитала. Кстати, не исключается продажа сети знаменитых автобанов, которая в целом оценивается в 127 миллиардов евро.
Разумеется, реализация программы во многом связана со сплоченностью правительства, эффективностью его деятельности. Первое заседание кабинета состоится лишь в конце месяца, но в СМИ полно рассуждений на тему, у кого из министров возникнут наибольшие расхождения с канцлером Ангелой Меркель. Ничего удивительного в этом нет, поскольку брак по принуждению счастливым не бывает.