Как мы уже сообщали, в США неизвестные преступники похитили картину испанского художника Франсиско де Гойя "Дети в двухколесной тележке". Кража произошла позавчера в городе Скрэнтон (штат Пенсильвания) во время транспортировки шедевра из музея искусств Толедо (штат Огайо) в музей Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Расследование кражи ведет ФБР. Как говорится в заявлении, картину практически невозможно продать, поэтому она не имеет рыночной стоимости.

Гойя написал "Детей с повозкой" в 1778 году, это был эскиз к гобелену. В музей Толедо картина попала в 1959 году.

Гойя-и-Лусьентес (Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де (1746-1828), испанский живописец, гравер, рисовальщик. С 1760 учился в Сарагосе у Х.Лусана-и-Мартинеса. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-1772). С 1773 художник работал в Мадриде, в 1776-1791 выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 гобеленов с насыщенными по цвету и простыми по композиции сценами повседневной жизни и народных развлечений ("Зонтик", 1777, "Игра в пелоту", 1779, "Игра в жмурки", 1791, - все в Прадо, Мадрид). С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке ("Семья герцога Осуна", 1787, Прадо, Мадрид; портрет маркизы А.Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 - директор ее живописного отделения), в 1799 - "первый живописец короля". В 1797- 98 гг Гойя пишет свои великие "Капричос" (80 листов с комментариями художника); смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. В 1790-х - начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи: портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт, портрет Ф.Гиймарде, 1798, Лувр, Париж, "Маха одетая" и "Маха обнаженная", обе - Прадо, Мадрид. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Чрезвычайно трудные годы Гойя провел в своем загородном доме "Кинто дель Сордо" ("Дом глухого"), стены которого расписал маслом. В созданных здесь сценах (ныне в Прадо, Мадрид), включающих невиданно смелые для своего времени, остродинамичные изображения многоликих масс и устрашающие символико-мифологические образы, он воплощал идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно-ненасытного дряхлого времени ("Сатурн") и освободительной энергии юности ("Юдифь"). Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов "Диспаратес" (22 листа, 1820-1823). Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине "Похороны сардинки" (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов "Тавромахия" (1815). С 1824 Гойя жил во Франции, где писал портреты друзей и осваивал технику литографии. Искусство Гойи повлияло на формирование многих художественных явлений 19в. Его воздействие ощущается в творчестве Жерико, Делакруа, Домье и Эдуарда Мане. Влияние его творчества на живопись и графику имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до наших дней.