11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КРУЧЕ, ЧЕМ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"

Хотя многие близкие к Малому театру деятели не понимали, как мог Соломин после знаменитого

Хотя многие близкие к Малому театру деятели не понимали, как мог Соломин после знаменитого спектакля 1956 года с участием Игоря Ильинского решиться вновь поставить эту пьесу - "ведь он не камикадзе..." К тому же вещь слишком мрачная, почище любого триллера: с удушением грудного ребенка и прилюдным раскаянием убийцы в финале спектакля. Ну ни дать ни взять "Преступление и наказание". Только в отличие от романа Достоевского, не встретившего препон со стороны цензуры, "Власть тьмы" разрешили к показу через девять лет после ее написания, то есть в 1895 году. И тут же Малый театр сыграл ее, пригласив на премьеру автора.
Что же так задело императора Александра III в этой деревенской трагедии, фабула которой была взята Толстым из уголовного дела крестьянина Тульской губернии Ефима Колоскова? То, что "народ-богоносец" оказался не таким уж и набожным, а готовым ради богатства отравить, убить, а значит, погубить свою бессмертную душу. Что и говорить, Лев Николаевич был максималистом, не зря же писал: "Я только тогда могу быть счастлив, если в этом мире все существа будут любить других больше, чем самих себя". Но сами понимаете, это несбыточная мечта, утопия.
При всей своей человеческой толерантности Юрий Соломин - художник категоричный, по-настоящему болеющий за русский народ. Ему небезразлично, что произойдет с нами, если духовность будет считаться необязательным приложением к коммерческому успеху. Именно поэтому Соломин выбрал пьесу Толстого с ее нутряной правдой о темных закоулках человеческой души, в которых звучит дьявольское нашептывание: "Не пойман - не вор". Пьесу о том, что ложь перед самим собой еще страшнее, чем ложь перед людьми. И тут совсем неважно, в каком веке это происходит, сколько раз до того ставилась пьеса, ибо проблема нравственного выбора, как от нее ни отмахивайся, продолжает оставаться главной в жизни людей.
В своем изобразительном видеоряде Соломин не изменяет реалистическим традициям Малого театра, предлагая зрителям мысленно перенестись в запорошенную временем лапотную Россию с ухватами, кадками, сундуками, сарафанами, тулупами, расписными платками, где по вечерам жгут лучину, а зимой греют кости на печи. Сегодня это может показаться живописной экзотикой, но Соломину и художнику Александру Глазунову она понадобилась для того, чтобы показать распад добротного, зажиточного дома, когда в людях замолкает совесть, а душа покрывается плесенью. И отнюдь не случайно болеет и медленно умирает глава семьи Петр (Владимир Носик)...
Слишком уж не терпится его молодой жене Анисье (Инна Иванова), крутящей амуры с работником Никитой, поскорее отправить муженька на тот свет, а денежки прибрать себе, поэтому берет грех на душу, подсыпая ему отраву в чай. А тем временем ушлая Матрена, мать Никиты, в блистательном исполнении Ирины Муравьевой ткет свою паучью сеть, и... денежки оказываются в руках ее сына! Ну а тут и отца Акима (Алексей Кудинович) с его уроками нравственности можно послать подальше, и над строптивой Анисьей всласть поизмываться, и ребеночка с падчерицей прижить, а потом задушить его в подвале, чтобы скрыть от людей свой грех. Только ведь есть и Божий суд: раскаяние настигает убийцу, и он сознается во всем, но невинная душа уже загублена, и нет ему прощения.
В отличие от классического спектакля полувековой давности, где старообрядца Акима играл Игорь Ильинский, олицетворявший собой народную мудрость, в этой постановке на первый план вышел Никита в брутальном исполнении молодого артиста Алексея Фадеева. Его путь морального падения начинается с предательства бедной, доверившейся ему сиротки Марины, и когда это сходит ему с рук, то дальше он катится по наклонной, превращаясь в прямого убийцу.
Таким образом Юрий Соломин поставил спектакль не только о власти денег над человеком, но и нравственном беспределе, рождающем власть тьмы. А тема волнует сегодня не только нас - весь мир. Интерес к спектаклю японских импресарио - лишнее тому доказательство.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников