От портсигара до портрета Аннушки, которая разлила масло

Такой Булгаков описал комнатку своего литературного двойника Максудова. Фото автора

Зимний музейный сезон на ВДНХ открыли булгаковской выставкой


ВДНХ открыла зимний музейный сезон сразу несколькими экспозициями. Диапазон — самый широкий: от русской живописной классики и авангарда из Самарского художественного музея до молодежного художественного проекта «Взлет». На одном из вернисажей в павильоне «Рабочий и колхозница» побывал корреспондент «Труда». Целых два этажа здесь отданы выставке «Явление героя. В поисках Михаила Булгакова».

На творчество Булгакова можно посмотреть с огромного количества ракурсов. Авторы нынешней экспозиции Леонид Копылов и Александр Бондарев, поддержанные директором знаменитого московского Музея Михаила Булгакова Петром Мансилья-Крузом, придумали оригинальный способ сопоставить и связать булгаковскую литературу и жизнь. Выставочное пространство поделено пополам. Справа — пять инсталляций театрального и кинохудожника Сергея Февралева, посвященных пяти группам литературных героев, в которых писатель вложил яркий автобиографический момент.

Первое, что нас встречает — колоритно воссозданный уголок кухни из коммуналки в доме 50 по Большой Садовой, в которой с 1921 по 1924 годы жил Михаил Афанасьевич и которую он описал в своих ранних рассказах. Дальше — «турбинский» столик под оранжевым абажуром, беззащитно маленький в окружающем таинственно-затененном пространстве. Затем — кусочек сцены МХАТа с нарочито бутафорскими фигурами-силуэтами пьесы «Мольер», и встык — «комнатенка-лодочка» писателя Максудова, героя «Театрального романа», в котором Булгаков «перефразировал» свой реальный конфликт с руководством МХАТа. Ну и не обошлось без впечатляющего макета самого дома 50, ставшего одним из главных мест действия романа «Мастер и Маргарита». На все это, кстати, справа «взирают» пять столиков, немного похожих на режиссерские, а на них — книги Булгакова: можно тут же полистать и убедиться, насколько точно художник воссоздал то, что описано писателем.

Уже этого было бы достаточно для весьма атмосферной композиции — но у нее есть и вторая часть, сугубо документальная. Зайдя за стенку, разделяющую отсеки, мы видим реальную мхатовскую афишу спектакля Булгакова — а рядом запись его беседы со Станиславским, отечески учившим Михаила Афанасьевича, как надо писать пьесы и переделать ту, над приспособлением которой к капризам МХАТа писатель и так уже бился больше пяти лет. И кое-что пожестче — статья в «Правде» от 9 марта 1936 года «Внешний блеск и фальшивое содержание», разгромившая «Мольера» так же, как за два месяца до того статья «Сумбур вместо музыки» разгромила шостаковичевскую «Леди Макбет Мценского уезда». Все это, напомню — буквально через стенку от зала булгаковских фантазий, в который мы и отсюда можем заглянуть — через окошко Турбиных или через приоткрытую дверь той самой коммунальной кухни на Большой Садовой, где соседкой Булгакова (видим женское фото на столике) была Аннушка Горячева — прототип Аннушки из «Мастера и Маргариты», разлившей роковое масло...

Подлинная домовая книга со списком всех жильцов «нехорошей квартиры», включая чету Булгаковых и ту самую Аннушку Горячеву, чья фотография — рядом

Любителей подлинных мемориальных предметов порадует пандус с окошками-стендами: портсигар Булгакова, коробочка от духов «Шипр» с прядью волос Михаила Афанасьевича из музея МХАТа... Но самое, на мой взгляд, яркое впечатление — от небольшого зала этажом выше, где помещен один-единственный портрет Булгакова. Зато какой!

 

 Смотришь прямо — фото Булгакова. А чуть шагнешь в сторону — и открываются его тексты

Это сложная инсталляция из разных фотографий мастера и воспроизведений его текстов. Встанешь в определенной точке — и видишь привычное лицо с немодной сейчас, но такой стильной папиросой в углу иронично сжатого рта. Чуть сдвинешься в сторону — пазл... нет, не распадается, а просто складывается по-другому: ты читаешь отрывки из любимых книг, булгаковские письма, дневники... Писатель — это его тексты. Мысль, которую великолепно донесли художники Александр и Ольга Филимоновы, Елена Кайманова... И все, кто делал нынешнюю выставку.




Елена Малышева назвала передачу о детях-аутистах «Откуда берутся кретины».