Главная Жизнь 00:06 16 Января 2014 2679
Навигационные карты «Аэрофлота» представляли сплошное белое пятно

Полвека назад советские летчики впервые добрались до Антарктиды

Спиридон Леснов

Более полувека назад два советских авиалайнера впервые совершили сверхдальний перелет из Москвы в Антарктиду. Длина воздушного моста составила 25 тысяч км, и это был настоящий рекорд для отечественной авиации. О некоторых подробностях уникального рейда рассказал бывший пилот-инструктор 247-го авиаотряда полярной авиации Валерий Кренев, который принимал участие в подготовке к антарктическому рейсу.

Было это в 1961 году. Американцы к тому времени уже освоили полеты на южный континент — они летали на «Геркулесах». А в СССР на рубеже 1960-х появились близкие по техническим данным самолеты Ил-18. Несколько таких машин как раз поступили в наш отряд, и один из моих сослуживцев, штурман Радий Робинсон высказал идею: а чем мы хуже Штатов, вполне можем доставить на борту «18-го» в Антарктиду участников очередной советской экспедиции, чтобы они не тратили больше месяца на дорогу морем!

Управление дает добро

Идея Робинсона увлекла его коллег. Энтузиасты даже по собственной инициативе провели необходимые расчеты полета Ил-18 до советской станции «Мирный», выбрав для этого пусть и не самый короткий, зато самый удобный с точки зрения технических условий полета маршрут: Москва — Ташкент — Дели — Джакарта — Сидней — Крайстчерч (Новая Зеландия) — американская антарктическая станция «Мак-Мердо» — станция «Мирный». Хоть и не сразу, но им удалось сагитировать за такой суперперелет начальника Управления полярной авиации СССР Марка Шевелева. Марк Иванович со всеми этими расчетами, обоснованиями отправился в ЦК КПСС и получил в высших партийных инстанциях добро.

— Но дальше началась череда разных проблем, — вспоминает Кренев. — Когда прикинули, сколько людей и материальных запасов предстоит перебросить в Антарктиду по воздуху, выяснилось, что в один самолет все это не поместится. Хорошо, полетят два борта! Однако и тут закавыка: обнаружилось, что часть крупногабаритных грузов не влезет в багажный отсек «18-го». Тогда и возник план снарядить вместо второго Ил-18 грузовой Ан-12, имеющий сходные с ним летные параметры. Оба выбранных для необычного рейса самолета перегнали в аэро-порт Шереметьево и тщательно готовили к полету. Даже наружную окраску им сделали особую: крылья и стабилизатор приметного оранжевого цвета, а на вертикальном оперении — изображение пингвина.

В ЦК есть сомнения

А кто же поведет самолеты? В управлении назначили командирами экипажей бывалого летчика Виктора Перова (он участвовал незадолго до того в третьей советской антарктической экспедиции и прославился выполнением сложнейшей операции по спасению бельгийских зимовщиков) и не менее опытного Бориса Осипова. Предложенные кандидатуры отправили на утверждение в ЦК партии. А через неделю вдруг прибегает в наш отряд начальник политотдела управления: надо, мол, срочно искать замену Перову! Что такое, почему? «Виктора Михайловича не утвердили, поскольку выяснилось, что его сын находится под следствием» — «Какая же тут связь?» — «У товарищей из ЦК есть сомнение: раз человек не может в собственной семье порядок обеспечить, как же ему поручать столь ответственное задание?!» В итоге командиром на Ил-18 был назначен летчик Александр Поляков.

Экипажи подобрались очень опытные, но буквально за пять дней до старта обнаружилось, что борт-радист на Ан-12 Старков весьма плохо знает английский. А ведь на всех этапах перелета за пределами Союза придется общаться с наземными службами именно на этом языке. Однако менять Старкова на другого радиста было уже поздно: визы оформлялись чуть ли не три месяца.

— Однако Шевелев все-таки нашел выход из положения, — улыбается, вспоминая те давние коллизии, Валерий Кренев. — Дело в том, что в числе ученых, летевших в Антарктиду, был профессор Андрей Петрович Капица, который великолепно владел английским. Вот ему и было поручено выполнять во время полета роль персонального переводчика бортрадиста. Правда, Андрей Петрович пытался было поначалу возражать: мол, я в ваших авиационных терминах не силен. Но Шевелев логично возразил, что все-таки проще выучить пару десятков слов, чем освоить малознакомый язык. И пришлось Капице буквально за одну ночь вызубрить на английском необходимую авиационную терминологию. В результате все прошло нормально.

Без карт и документов

— Почти непреодолимой казалась поначалу ситуация с полетной документацией. Советский Cоюз в ту пору еще не был членом Международной организации гражданской авиации (IQAO), а потому не имел возможности получать по ее линии навигационные карты для полетов в дальнем зарубежье. Как выяснилось, навигационные карты, имеющиеся в распоряжении «Аэрофлота», дотягиваются только до столицы Индонезии Джакарты, а дальше — сплошное белое пятно.

Выходит, из-за такой дурацкой причины лететь в Антарктиду невозможно? Однако тут подоспел совет от опытных пилотов аэрофлотовских международных рейсов: у иностранцев же навигационные документы и карты отнюдь не являются секретными бумагами и в крупных аэропортах лежат свободно. То есть практически любой летчик может взять...

В итоге решили лететь на авось, рассчитывая добыть в пути эти злосчастные бумажки. Дабы облегчить процедуру добывания навигационной документации, экипажи наших самолетов снабдили всякой сувенирной продукцией, банками икры, бутылками водки — для задабривания сотрудников иностранных аэропортов на маршруте. А чтобы не опозориться на весь мир («Вот у русских даже навигационных карт нет!»), Марк Иванович Шевелев распорядился: «Если все же навигационные материалы достать у иностранцев не получится и из-за этого продолжение перелета станет невозможным, следует это публично объяснять не отсутствием карт, а некоей технической неисправностью самолета».

— Впрочем, на деле все получилось как нельзя лучше, — продолжает Валерий Кренев. — Разнообразные штурманские карты действительно лежали в зарубежных аэропортах стопками на столах. Так что штурман нашей экспедиции набрал их целый ворох. А когда самолеты вернулись в Шереметьево, на летном поле их уже ожидала специально присланная машина с чекистами, которые забрали все штурманские трофеи и поспешили их засекретить.

Перелет за 49 часов

Самолеты стартовали к ледяному континенту из Шереметьево 15 декабря 1961 года, а до «Мирного» благополучно добрались 21 декабря. На сам перелет (без учета времени стоянки в промежуточных аэропортах) было затрачено 49 часов. Подробности этого уникального авиапутешествия нигде не афишировали.

— Нам во время подготовки рейса в Антарктику даже фотографировать строго запрещалось, — разводит руками Валерий Александрович. — На борту Ил-18 была зарезервированы места для представителей прессы, их заняли двое кинооператоров, которые снимали хронику всего перелета для будущего документального фильма. Однако эта лента на экранах так и не появилась.

Путь, проторенный полярными летчиками 247-го отряда полвека назад, с той поры не зарастал. Три последующих антарктических перелета совершили на Ил-18, а начиная с пятого на сверхдальнем маршруте появился «грузовик» Ил-76. И летал он уже через Африку, благо нашим дипломатам удалось договориться с властями Южно-Африканской Республики о приеме и обслуживании советских самолетов, выполняющих спецрейсы на шестой континент.

И так бывало

Во время первого полета на одном из этапов маршрута советским самолетам предстояло пройти над океаном почти 4000 км. Предусмотренных конструкцией запасов горючего для этого могло не хватить при возникновении каких-либо нештатных ситуаций. Поэтому пришлось в салоне каждого авиалайнера монтировать шесть дополнительных топливных баков емкостью по 800 литров.

***

Известного географа, профессора Андрея Петровича Капицу за его работу во время антарктического перелета в качестве «помощника радиста» позднее даже представили к награждению значком «Отличник «Аэрофлота».

***

О сверхдальнем рейде советских самолетов сообщили многие СМИ, а на Центральном почтамте даже организовали по такому поводу праздничную акцию: гашение конвертов специальным штемпелем, посвященным перелету Москва — Антарктида.

В этот день в 1970 году с конвейера сошел первый ВАЗ-2101

Артем Скворцов
Труд
Фото из открытых источников

19 апреля 1970 года со сборочного конвейера Волжского автозавода сошел первый автомобиль ВАЗ-2101, прозванный в нашей стране «копейкой». Советскому человеку эта машина, прототипом которой являлся итальянский «Фиат-124»,...

Поговорим начистоту на больную тему

Александр Киденис
Труд
Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Почти три десятка лет после казни серийного убийцы Сергея Головкина прожила Россия без смертных приговоров. Теперь Государственная дума выступает за отмену моратория на расстрелы. Причиной стала «кровавая пятница», устроенная...

«К участию в специальной военной операции призывники привлекаться не будут», - заверил министр обороны РФ Сергей Шойгу

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Михаил Мишустин, премьер РФ — Продолжительность жизни в России достигла почти 73,5 года. Такие показатели ни разу не фиксировались в истории СССР и современной России. Вячеслав Володин, спикер Госдумы...

Жизнь 00:07 / 19 Апреля 2024 4305
Молчать в трубочку!

Как найти управу на авиационных дебоширов? Проверять их перед посадкой на алкотестере?

Максим Башкеев
Труд
Фото: Frank Hoermann/Sven Simon, globallookpress.com

Как найти управу на авиационных дебоширов? Все гениальное просто. Чтобы неадекватные пассажиры не просочились в салон самолета, перед посадкой их нужно проверить на алкотестере. Дыхнул — и лети на здоровье....

Жизнь 00:03 / 05 Апреля 2024 4293
Календарь: 5 апреля

В этот день в 1242 году войска Александра Невского победили в Ледовом побоище

Труд
Памятник русским воинам и князю Александру Невскому в честь победы на льду Чудского озера в 1242 г. (скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко). Фото: globallookpress.com

1242 Ледовое побоище (битва на Чудском озере). Новгородцы и владимирцы под предводительством Александра Невского разгромили рыцарей Ливонского ордена. 1722 Экспедиция адмирала Якоба Роггевена в первый день христианской Пасхи...

Жизнь 00:10 / 29 Марта 2024 4270
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В Алтайском крае обнаружены 24 поддельные пятитысячные купюры. Но и тут нашелся повод для оптимизма: оказывается, это на 54 фальшивки меньше, чем годом ранее. Впрочем, недалеко от фальшивомонетчиков ушла официальная...

Жизнь 00:01 / 12 Апреля 2024 4149
...А потоп по расписанию

В чем разница между Орском и Амстердамом?

Александр Киденис
Труд
В Орске уже затопило почти семь тысяч домов. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Еще в феврале научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд заявлял: более чем в 30 регионах России ожидаются проблемы в связи с половодьем: «Практически все субъекты Центрального федерального округа сейчас...

Мы почему-то перестаем шутить 1 апреля

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Jason Robinson, globallookpress.com

Я тут вдруг обнаружила, что опять пропустила день, когда «вся спина белая». Не те времена: первоапрельские шутки явно уходят из обихода. Что подтверждает и опубликованный на этой неделе опрос SuperJob....

Ученого Александра Цветкова обвинили в серии убийств 20-летней давности на основании фоторобота, составленного нейросетью

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Мы уже писали об этой чудовищной истории («Как защитить гражданина от правоохранителей», «Труд» № 017 от 15.03.2024), напомним главное из нее. В феврале 2023 года ученого-гидролога Александра...

Жизнь 00:00 / 22 Марта 2024 3860
Пряники горчат

Организаторы голосования на избирательном участке автора настойчиво пытались сбить его с пути истинного

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Накануне выборов президента России некий неизвестный с аббревиатурой DIT_MOS донимал меня эсэмэсками, настойчиво информируя, что «москвичи могут стать участниками акции #ВыбираемВместе2024, отдав свой голос на elec.mos.ru»....

Жизнь 00:12 / 19 Апреля 2024 3787
Далеко от Москвы

Есть лит жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Oлег Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Guo Feizhou/Синьхуа, globallookpress.com

Чем тревожнее новостные сводки, тем патриотичнее население — такую вот особенность выявили социологи, зафиксировавшие рост патриотизма в стране. По их утверждениям, это чувство сегодня присуще мужчинам и женщинам...

Жизнь 00:05 / 29 Марта 2024 3734
Новые Робинзоны

Россиян потянуло к корням: в деревню, в глушь, не обязательно в Саратов

Ирина Хмара
Труд
Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Наши сограждане стали возвращаться в деревню. Такую необычную тенденцию в течение последних нескольких лет фиксируют социологи: городские жители оставляют налаженную жизнь в мегаполисах и, купив заброшенный дом в отдаленном...

Жизнь 00:10 / 15 Марта 2024 3669
Спокойно, это наезд!

Пришла весна, а вместе с ней – сезон электросамокатов. А значит, жди беды

Ирина Смирнова
Труд
Это средство передвижения уже стало поистине стихийным бедствием. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Минувшей осенью, после очередного катастрофического летнего сезона, когда на улицах Петербурга собирали сотни покалеченных и добрый десяток убитых граждан, ставших жертвами нашествия на город средств индивидуальной мобильности,...

В ретейле вводятся квоты для российских товаров

Максим Башкеев
Труд
Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

В наших магазинах прибавится российских товаров. И не только потому, что вырастет их производство, снизятся цены или улучшится качество. В Госдуме сочли этот путь слишком хлопотным и подготовили законопроект, согласно...

Жизнь 00:08 / 29 Марта 2024 3575
Про подонков и людей

Известный телеведущий обозвал жителей Белгорода подонками и паникерами. Их реакция вполне предсказуема

Василий Щуров, заместитель главного редактора
Труд
Такие вот коробки давно уже стали неотъемлемой частью городского пейзажа Белгорода. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

В среду, 27 марта, 2,8 тысячи белгородских детей из прилегающих к границе с Украиной районов на автобусах и поездах уехали в загородные лагеря в соседних регионах. Пока на три недели, а если...

Этот вопрос со всей своей остротой встал после страшной трагедии в «Крокус Сити Холле»

Евгений Акатов
Труд
Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

После страшной трагедии в «Крокус Сити Холле» и ареста предполагаемых террористов, среди которых оказались пятеро граждан Таджикистана, с новой силой вспыхнул вопрос о мигрантах. Наши сограждане называют Россию...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?