«Смех — это человеколюбие», — сказал Лев Толстой. «Мир уцелел, потому что смеялся…» — поддержал его Марк Твен. Эти две цитаты из классиков стали девизом единственного в стране фестиваля комедий «Улыбнись, Россия!», только что закончившегося в Туле.

Подтверждение старой мысли о том, что смех — дело серьезное, можно найти в современной статистике: в прошлом году в России было снято около сотни комедий. Впрочем, хорошо если только с десяток из них заинтересовали прокатчиков. Из того количества, что все же дошло до зрителей, окупились лишь три. Запомнилось, может, чуть больше. Уже из этого сопоставления цифр видно: проблем в отечественной комедии хватает. Пожалуй, впервые за много лет у отборочной комиссии было такое огромное поле деятельности. В программу фестиваля попало 13 фильмов основного конкурса и 8 — молодежной программы. Демократичность — один из принципов смотра: вход на все сеансы свободный (хотя из-за наплыва публики превратившийся в ограниченный). В роли жюри — зрители, они оценивали ленты с помощью анкет, которые тщательно обрабатывались специальной комиссией.

Главный зрительский приз и обязательный «довесок» — фирменный пряник — были вручены «Моей безумной семье» — режиссерскому дебюту известного продюсера Рената Давлетьярова. Конечно, зритель купился на гэги, на звездных артистов — Андрея Панина, Андрея Урганта, Ларису Удовиченко, Леонида Ярмольника, Марию Шукшину. Но по большому счету то, что зритель выбрал фильм, наполненный больше доброй иронией, чем сор-тирным юмором, — уже прогресс. «Моя безумная семья» — очень тщательная работа, точно просчитанная конструкция, не отступающая от голливудских лекал даже на сантиметр. Сюжет списан с их семейных историй, отсюда некоторые психологические неточности, но зато есть современная Москва, и она играет полноценную роль второго плана.

Как ни странно, фильм «Елки-2», собравший самую большую кассу в прокате, согласно зрительскому рейтингу прилично отстал от «Моей безумной семьи». Но экспертный совет фестиваля отметил картину наградой «За актерский ансамбль».

Приз зрителей «За самую непредсказуемую комедию» получили «Самоубийцы» Егора Баранова. Одну из главных ролей в фильме сыграл Алексей Воробьев — между прочим, уроженец Тулы. Он пропиарил картину собственным концертом, хотя она в этом не особенно нуждалась после скандала, поднятого Жириновским. Председатель ЛДПР недели две назад направил обращение уполномоченному по правам ребенка при президенте РФ Павлу Астахову и министру культуры Александру Авдееву, в котором потребовал запретить выход фильма на экраны: «Когда в стране эпидемия самоубийств среди подростков, выход подобного фильма — настоящее кощунство. „Самоубийцы“ могут спровоцировать новую волну суицида». Похоже, у Жириновского совсем плохо с чувством юмора. Если так рассуждать, то каждый второй фильм можно рассматривать как опасный, а черную комедию просто запретить как жанр.

Другое дело, что жанр этот для отечественного кино не очень привычный. В советские времена черных комедий не могло быть по определению. Оттого и до шедевров уровня Тарантино нам еще далеко. В последние два десятилетия мы усваивали не самые лучшие западные веяния. Герои большинства современных комедий, судя по их поведению, — натуральные дауны. Смеяться над людьми за то, что они дауны, не очень хорошо, даже греховно. Такие фильмы разрушают интеллект и совесть.

Лучшие советские комедии — «Бриллиантовая рука», «Операция Ы», «Кавказская пленница» — строились по-другому: в них живые люди попадали в идиотские ситуации, комичность которых усиливалась от того, что их разыгрывали максимально реалистически. Это смешно во все времена. Будут ли смешны те же «Самоубийцы» через 30 лет — большой вопрос.

Но в целом наш комедийный кинематограф сдвинулся с мертвой точки. В искусственный, резиновый мир все-таки прорвались живые герои («Моя безумная семья», «Мой парень — ангел»).

«Не смешит, не цепляет, не заставляет думать, не сеет доброго и вечного» — так оценили зрители фестиваля одну неудачную комедию. Хотелось бы, чтобы эти слова были услышаны режиссерами.