Пока, правда, на выставке, развернутой в Государственном историческом музее, всего сотня картин, зато по большей части первого ранга, и это лишь начало долговременного проекта, основой которого станет крупный электронный портал.

На выставке-презентации — шедевры и раритеты из трех крупнейших российских музеев, хранящих коллекции портретов: самого Исторического, Русского и Третьяковки. Всего сотня лиц, зато самых выдающихся, «отвечают» за три столетия отечественной истории. От первых царей из династии Романовых, полководцев Петра I, «орлов Екатерины» — до Чехова, историка Ключевского и философа Соловьева. В эту галерею, которая возникла всего на три месяца, объединив знаменитые холсты и знаковые исторические фигуры, стоит зайти по нескольким весомым причинам.

Во-первых, здесь масса произведений классиков: Рокотов, Левицкий, Брюллов, Репин, Ярошенко, Серов… Многие портреты мы помним по школьным учебникам, иных не видели никогда. Во-вторых, выставка замечательно продумана и выстроена: то и дело возникают переклички между ее «фигурантами», тянутся линии от Петра I к Павлу I, от Александра I к его брату Николаю I и внуку Александру II — и так вплоть до последнего императора… Монархи на парадных портретах и их супруги, родственники и военачальники помещены по периметру зала, а в его центре — люди из разных слоев общества, от аристократов до разночинцев. Подруга Екатерины II, участница дворцового переворота и первая женщина — директор Академии наук Екатерина Воронцова-Дашкова, опальный писатель и издатель Новиков, философ и поэт Хомяков, археолог Уваров, жена декабриста Полина Муравьева, банкир Поляков… Каждый из них по-своему определил дух эпохи, а сегодня его доносят их изображения, сколь несхожие, столь и дорогие как историку, так и гражданину.

В-третьих, выставка провоцирует тьму вопросов. Сразу и не скажешь, что важнее — художественное качество холстов, их «работа» в качестве документа эпохи или редкая иконография? Скажем, один из самых ранних портретов Петра Великого — парадный, в рост, как и камерный портрет гениального Ломоносова, ценны и без имени автора: немало художников, писавших именитых россиян, пока остаются анонимами. Возможно, выяснить их имена — одна из будущих задач амбициозного проекта.

К слову, мысль о создании «Национальной портретной галереи», где были бы представлены выдающиеся деятели России, в январе 2010 года выдвинул премьер-министр страны, возложив реализацию проекта на министра культуры. Впрочем, Владимир Путин даже не скрывал, что идея исходит от русской эмиграции первой волны. А идея витала в воздухе с позапрошлого века: чем мы хуже Англии, где аналогичная галерея располагается в сердце Лондона, на Трафальгарской площади, и пополняется по сей день?

Наконец, можно оценить замысел как звено в множественной цепи попыток создать такое собрание. Екатерина Великая разместила в Зимнем дворце фамильную Романовскую галерею, собравшую портреты всех правителей династии. Позже великолепная коллекция царских и сановных портретов, начиная с эпохи Петра I, сосредоточилась в Русском музее. Напротив, Исторический музей знаменит обширной серией портретов, представляющей разные сословия Российской империи — дворянство, купечество, крестьянство, духовенство, военных. И еще одно уникальное собрание многими трудами составил купец Павел Третьяков: образы «властителей дум» XIX века в его галерее — вдохновенный рассказ об интеллигенции пореформенной России. Создание межмузейного сетевого проекта и мультимедийного портала, как предписано Минкультуры РФ, сведет все коллекции в единый, очень богатый банк данных, оставив реальные портреты на старых местах в музеях. Но пока на всю весну открыта выставка в ГИМе, поспешить на нее стоит хотя бы потому, что здесь сохранено обаяние подлинника.