Главная Культура 16:55 16 Марта 2016 3213
Дон Жуану не подали руки

На сцене Большого театра хорошо спели и скучно сыграли «Каменного гостя»

Сергей Бирюков

В Большом театре поставили «Каменного гостя» Даргомыжского – один из самых смелых оперных экспериментов в мире. В том, что этот опыт, несмотря на все издержки, стоило осуществлять и композитору, и его нынешним исполнителям, убедился корреспондент «Труда».

Даргомыжский задумал небывалое – сочинить оперу на полный, неизмененный текст маленькой трагедии Пушкина «Каменный гость». Разве лишь пушкинский вариант имени главного героя – Дон Гуан – заменил на более привычный в России – Жуан. Никому раньше за три века существования оперного жанра не приходило в голову переложить готовое литературное произведение, без переделки его в либретто, на музыку. Причем случилось это не в искушенных оперным опытом Италии, или Франции, или Германии. Это произошло в России, где первая опера мирового уровня «Жизнь за царя» Глинки появилась меньше чем за 30 лет до того, в 1836 году. Попробовав в «Русалке» работать в глинкинской традиции, Даргомыжский через полтора десятилетия совершил резкий прорыв в неизвестное. Своего «Каменного гостя» он писал в 1960-е одновременно с вагнеровским «Тристаном и Изольдой»…

Правда, степень мировой славы у этих произведений очень разная. Неблагодарное дело – сравнивать таланты выдающихся творцов, но думается, даже рядом с гигантом Вагнером Даргомыжский имел право на большее, чем до сих пор имеет. Возможно, сказался и традиционный для оперного мира европоцентризм, ведь даже «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» ставятся на Западе в разы реже, чем «Травиата» и «Аида», хотя вряд ли найдется хоть один здравомыслящий человек, который осмелится утверждать, что Чайковский – менее крупный композитор, чем Верди.

И уж во всяком случае для русской музыки Даргомыжский – то же, что Вагнер для мировой. Он первым ступил на неизведанную тропу, по которой потом пошли Мусоргский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Шостакович…

И первым принял на себя все риски этого дела. «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» – его знаменитый девиз. Но разве правды хочет традиционная оперная публика? Ей нужны прежде всего красота мелодий, бравое пение и гармоничные ансамбли.

Оттого постановки «Каменного гостя», начиная с первой, 1872 года в Мариинском театре (к сожалению, посмертной – композитор не успел закончить произведение, его, по русской традиции, заканчивали собратья по цеху и духу Кюи и Римский-Корсаков), редко имели большой и долгий успех. Хотя среди них попадались и эпохальные, вроде спектакля Мейерхольда 1917 года… Ярких музыкальных тем в этой опере – вряд ли сильно больше пяти: мрачноватый мотив-вопрос «Когда б я был безумец», благочестивый хорал Донны Анны, две лихие песни Лауры и ослепляющая, как адский огонь, супер-мажорная тема Командора. Нет ни арий, ни дуэтов – только диалоги. Как у Пушкина. Как в жизни.

Зато с каким великолепным мастерством развивает Даргомыжский эти несколько зерен! Каким неожиданно игривым, почти танцевальным, украшенным птичьими трельками становится у него хорал Донны Анны, когда податливая вдовушка сдается на уговоры Дон Жуана! А как близко подходит композитор к психологической напряженности даже не музыкальных драм Мусоргского, о чем нам привычно твердят в учебниках музлитературы, а «Пиковой дамы» Чайковского!

Всю эту новаторскую композиторскую работу добросовестно воссоздает дирижер-постановщик Антон Гришанин. На достойном уровне в большинстве случаев и солисты: звучноголосая, где нужно строгая, где нужно вкрадчивая Анна Нечаева (Донна Анна), тембристая, хотя чуть слишком серьезная для образа Лауры Агунда Кулаева, отличный бас-резонер Петр Мигунов (Лепорелло)…

На сцене Большого театра Дон Жуан так и не удостоился пожатья каменной десницы

Что до Дон Жуана, то тенор приглашенного из Михайловского театра Федор Атаскевич сперва показался странно неподходящим для роли главного сердцееда вселенной, скорее напомнив об образе урода-колдуна Бомелия из «Царской невесты». На такое восприятие сработал и неудачный костюм, придуманный Ирэной Белоусовой – в нем исполнитель выглядел пузатым коротышкой. Но постепенно певец все более входил в роль, все чаще в его голосе звучали ноты настоящего куража и страсти (думаю, он должен быть отличным Германом в той же «Пиковой даме»). Да и костюм в обтяжку ему заменили на рыцарский плащ, что добавило образу мужества. В конце самые горячие аплодисменты достались именно ему, петербургскому гостю.

А вот относительно режиссуры и сценографии вряд ли скажу много радостного. Декорации (Виктор Шилькрот) схематичны и малоинтересны: почти до самого конца взгляд путается в условных консолях и контфорсах, больше всего напоминающих недоконченную стройку с неряшливо обнаженной арматурой. Лишь на какое-то мгновение подсветка обнаруживает посреди этого леса железок множественные фигуры-призраки, вроде монахов и рыцарей черной мессы, которые в конце, материализовавшись на сцене в виде статистов, дружно заколют Дон Жуана.

Вообще же режиссура (Дмитрий Белянушкин) не то что скучна – ее на протяжении большей части оперы просто нет: герои в течение здоровенных диалогов могут стоять на месте и петь, будто они на концертной эстраде. Зато зачем-то выдумано никак не мотивированное и отсутствующее у Пушкина – Даргомыжского убийство Лауры одним из ворвавшихся в ее дом преследователей Жуана.

Тем более неожидан на этом бледном режиссерском фоне остроумный конец оперы: перед нами не вышагивает хрестоматийная статуя, и никто никому не пожимает руку каменной десницей. Лишь является черно-красная карета-катафалк, из нее высовывается закованная в латы длань, грозящая крестом грешнику, которого в тот момент красиво закалывают черные рыцари. Торжество справедливости пробило режиссера на нестандартный ход. Жаль, что только на последних тактах полуторачасовой оперы.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3357
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3258
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3106
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?