10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ

- Валерий Викторович, каково сегодня в целом положение с российской пилотируемой

- Валерий Викторович, каково сегодня в целом положение с российской пилотируемой космонавтикой?
- С моей точки зрения, положение ужасающее, хотя со стороны этого пока не видно. Мы находимся на грани прекращения пилотируемых полетов уже в этом году. Как известно, по межправительственному соглашению между Россией и США, наша страна обязана на этапе строительства МКС осуществлять транспортно-техническую поддержку, проще говоря, отправлять на станцию за год два пилотируемых корабля "Союз-ТМ" и шесть грузовых "Прогрессов". "Союзы" нужны на случай срочного возвращения экипажа на Землю, а "Прогрессами" доставляется на станцию все необходимое для жизнедеятельности экипажа - вода, пища, топливо... Так вот, в 2001 году количество "грузовиков" уменьшилось до 5, а в 2002-м их будет вообще только 3 (вместо 6). Что касается пилотируемых кораблей, то не исключен вариант, что будет запущен только один из них. "Союз", который должен стартовать в октябре, сейчас готовится, но на нем нет примерно половины комплектации, которую мы должны получить от смежных организаций. "Энергия" не имеет денег на оплату заказов.
В 2002-м государство смогло через Росавиакосмос только на 30 процентов профинансировать изготовление кораблей "Союз" и "Прогресс". Нехватка средств покрывается за счет кредитов, которые РКК "Энергия" берет в коммерческих банках под проценты (представьте себе: государственная программа выполняется за счет акционеров компании), а также за счет прибыли по другим программам. С каждым годом ситуация ухудшается. В 2002-м "Союзы" и "Прогрессы" профинансированы пока лишь на 10 процентов. А по заделам на следующий год средств нет совсем. Между тем цикл изготовления кораблей - около двух лет. Не начнем строить их сегодня - завтра не на чем будет летать. Я уже не говорю о том, что для сохранения на заводе и технологий, и специалистов необходимо в год изготавливать минимум шесть кораблей. В противном случае качество изделий гарантировать не удастся.
Естественно, при таком уровне финансирования заморожено строительство российского сегмента МКС. Все работы по созданию исследовательских модулей, научно-энергетической платформы и других конструкций остановлены. Большую часть энергетики для российской части МКС мы берем сейчас с американского сегмента.
- Недавно президент Владимир Путин встречался с группой ученых. Космонавтику представлял генеральный директор Центра имени Хруничева Медведев. Он, как явствовало из телерепортажей, весьма оптимистично оценивал ситуацию в космонавтике, говорил, что по ряду направлений мы по-прежнему занимаем лидирующие позиции в мире. А вот Семенова - генерального конструктора "Энергии" (головной организации по пилотируемой космонавтике) на этой встрече не было. Почему?
- Мне трудно ответить на этот вопрос. Одно знаю твердо: любой руководитель, который информирует о чем-то президента, должен быть предельно искренним и честным. Ведь глава государства не может быть сведущим во всех областях, он доверяет тому, что ему сообщает специалист. Гендиректор Медведев, по моему глубокому убеждению, не был ни искренним, ни честным, возможно, хотел понравиться своим оптимизмом. Он, например, сказал, что функционально-грузовой блок-2 (ФГБ-2) уже готов и будет запущен в этом году. Как директор российской части программы МКС, совершенно ответственно заявляю: даже в следующем году этот модуль запущен не будет. Нет денег. Подобные обещания выданы и по ракетам "Ангара" и "Байкал". Думаю, что результат будет тот же.
Особенно удивило заявление Медведева о том, что судьба станции "Мир" зависела от его личного решения. Это просто какая-то хлестаковщина. Реализация программ пилотируемых полетов ведется при непосредственном участии Совета главных конструкторов, который рассматривает ход работ и коллективно принимает главные стратегические решения. Членами совета являются и руководители головных институтов отрасли. Такая система позволяет предотвратить принятие волюнтаристских решений.
Кроме того, имеется и межгосударственная комиссия по летным испытаниям, и техническое руководство, которые отвечают за ход реализации программы. Председателем Совета главных конструкторов, а также техническим руководителем всех работ по пилотируемым космическим комплексам традиционно, начиная с Сергея Павловича Королева, является руководитель нашей организации. Сегодня это Семенов. Между прочим, только ему в соответствии с нормативно-правовыми актами предоставлено право разрешать дальнейшее проведение работ на пилотируемых комплексах при возникновении непреодолимых разногласий с разработчиками той или иной системы. Правда, серьезных спорных ситуаций, когда стоял бы вопрос, продолжать полет или прекращать его, - пока не случалось. В трудных ситуациях всегда удавалось находить общее решение. Да по-другому и невозможно строить работу, когда речь идет о судьбе космонавтов. Поэтому так возмутили специалистов заявления Медведева, который в телевизионном интервью, данном сразу после встречи с президентом, сообщил миру о каких-то своих личных правах на запрет полетов. Может, его это и тешит, но не надо вводить в заблуждение общественность. Такой же подход проявляет он и в более серьезных делах. Говорит о сохранении лидирующих позиций в космонавтике, а на самом деле тревожнее ситуации не было, считаю, за все 40 предыдущих лет. Если не будут решены вопросы финансирования, Россия может уже в этом году вообще уйти с МКС и прекратить регулярные полеты в космос...
- Не слишком ли жестко вы относитесь к конкуренту? Ведь "Протоны", изготавливаемые в Центре имени Хруничева, действительно являются одними из лучших ракет в мире. Запуски коммерческих спутников позволяют получать солидную прибыль, что очень важно для предприятия...
- Прибыль нужна, кто бы спорил. Но хотел бы заметить, что "Протон" выводит аппараты на высоту всего 220 километров. А спутники должны работать на геостационарных орбитах, которые проходят на огромном расстоянии от Земли - 36 000 километров. Именно на ту далекую орбиту аппараты доставляются смонтированными на "Протонах" разгонными блоками "ДМ", которые разработаны и собираются в нашей ракетно-космической корпорации "Энергия". То есть нынешняя ракета - совместное детище двух фирм, и об этом хруничевцам не стоит забывать.
Хочу, чтобы меня правильно поняли: речь не о соперничестве фирм или личных амбициях, а о стратегии России в освоении космического пространства. Это очень серьезно. Когда руководитель крупнейшего космического предприятия позволяет себе такую вот лакировку, последствия могут быть очень печальными. Приведу еще один пример. Руководитель Центра имени Хруничева пространно рассуждал перед телекамерой об унифицированной космической платформе. Так называется часть спутника, в которой размещают системы обслуживания телепередающей или иной аппаратуры. Из слов директора получалось, что центр создал подобную конструкцию и успешно ее эксплуатирует. Она действительно есть, но предназначена для сравнительно небольших аппаратов. А две крупные, по-настоящему перспективные платформы, обладающие уникальными характеристиками, созданы другими коллективами. Одна - в нашей корпорации "Энергия", другая - в красноярском научно-производственном объединении прикладной механики.
- Что, по вашему мнению, сегодня нужно сделать, чтобы Россия не перестала быть космической державой?
- Определить, исходя из имеющихся ресурсов, приоритеты, передать предприятиям и организациям государственные заказы по реализации стратегических и тактических задач, четко финансировать эти заказы. И, конечно же, государство должно отдать фирмам накопившийся огромный долг по прежним заданиям. Главное - знать реальную картину, конечные цели и пути их достижения. Хотелось бы при этом видеть больше заинтересованности со стороны правительства.
Уйти из пилотируемой космонавтики легко. Но потом потребуются огромные усилия, чтобы вернуться в разряд космических держав. Россия, которая открыла космическую эру в истории человечества, не заслужила такого унижения.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников