После того как Петр I указом ввел в обиход костюм европейского образца, традиционная одежда, которую с XII по XVIII век в России носили все - от крестьянина до царя, из повседневной превратилась в нарядную. При дворе Екатерины II русский костюм надевали по праздникам, а после войны 1812 года отечественный сарафан с завышенной талией (ампирный) стал популярен в Европе. В XX веке функция русского костюма изменилась радикально: из обычной одежды он стал произведением искусства. Чтобы показать ребенку, как одевались наши предки еще каких-нибудь сто лет назад, его придется вести в Третьяковскую галерею или Малый театр. Выставка рассказывает о том, с каким результатом вышел в XXI век образ национальной одежды, столетиями казавшийся неизменным.

Интервью

Александр Васильев: "С удовольствием приду в Большой театр в народном костюме. Особенно на премьеру "Царской невесты" или "Псковитянки"


Известный историк моды и знаток национального стиля - "Труду-7".

- В некоторых странах Европы национальный костюм носят по выходным и праздникам, тогда как в Росии он сегодня имеет только музейную ценность. Почему так?

- Потому что нашей страной 70 лет управляли большевики, которые боролись со всяким проявлением русской культуры. Они провели раскулачивание крестьянства. А именно крестьяне были главными носителями русского народного костюма. Идеей коммунистов было создание прозодежды, которая ничем не связана с царской Россией. Но будет несправедливо утверждать, что народный костюм у нас больше не носят. Носят, только старообрядцы. До сих пор они одеваются в косоворотки, сарафаны, платки. В Москве есть несколько старообрядческих церквей. Там на службе встречаются люди в традиционном русском костюме.

- Возможно ли, чтобы традиционный костюм снова стали носить?

- Конечно, это необходимо. Но в нашей стране даже не шьют фабричные косоворотки. Ни один дизайнер не создает русские косоворотки массово. Мы по-прежнему изгоняем саму идею народного костюма. Даже евреи у нас ходят в своих кипах, носят ермолки и пейсы, и это никого не шокирует. Но найти русского мужика в косоворотке нельзя.

- На высокую моду русский костюм оказал огромное влияние. Кто, на ваш взгляд, здесь наиболее продуктивен?

- Карл Лагерфельд, Джон Гальяно. Знаменитые русские дизайнеры 1920-х годов, осевшие во Франции и основавшие свои дома моды. Сейчас - Алена Ахмадуллина, Кирилл Гостилин, Татьяна Парфенова.

- Что может испытать современный человек, когда он наденет платье в национальном стиле, который формировался с XII по XVIII век?

- Думаю, очень многое, особенно в контакте с природой. Эта одежда далека от современного офиса, но она объективно прекрасна хотя бы для национальных торжеств, таких как Пасха, Рождество, Троица. Парадокс, что ни одна первая леди у нас в стране никогда не использовала даже элемента национального костюма в одежде. В отличие от Юлии Тимошенко, которая создала свой образ во многом благодаря украинской косе.

- Есть ли в вашем гардеробе национальная одежда - русская или других стран?

- Конечно! У меня коллекция русских кокошников XVIII века - около 30. Украшенные бисером, речным жемчугом, камнями, золотым шитьем головные уборы старой России. Есть старинные русские сарафаны, епанечки, душегреи, косоворотки.

- Придете на премьеру, допустим, в Большой театр в национальном костюме?

- С удовольствием! Особенно если будет "Царская невеста" или "Псковитянка".

- А если "Баядерка"?


- Я, конечно, приду в индийском. Надо соответствовать стилю.