Харламов. Возвращение легенды

Легенду советского хоккея сыграл Данила Козловский. Фото: http://www.youtube.com/
Леонид Павлючик, обозреватель "Труда"
Опубликовано 08:05 16 Апреля 2013г.

Оказывается, и патриотические ленты бывают хорошими


Кажется, это первый случай за многие годы, когда отечественный фильм вызывает всеобщий восторг у профессионалов — независимо от того, как они относятся к личности Никиты Михалкова, который вместе со студией «ТРИТЭ» участвовал в продюсировании и производстве этой ленты. Ни одного отрицательного отзыва (а фильм уже был показан прокатчикам, прессе, избранной публике в кинотеатре «Октябрь») услышать пока не довелось. Градация оценок — в узкой шкале между «очень хорошее кино», «отличное кино» и «безусловный шедевр». Это все — о фильме «Легенда № 17», который в четверг выходит в прокат.

Картина рассказывает о великом спортсмене, 8-кратном чемпионе мира, 11-кратном чемпионе СССР Валерии Харламове, который и десятилетия спустя после своей гибели (разбился в 33 года на автомобиле) продолжает входить в символическую хоккейную сборную мира. Но, будучи по внешним приметам биографической лентой, «Легенда № 17» отнюдь не претендует на то, чтобы стать канонической экранизацией жизни и судьбы Харламова. Это именно легенда, если угодно, житие, где ради чистого золота правды, как любил говорить классик, можно пренебречь медными пятаками унылого правдоподобия.

Сценаристы Николай Куликов и Михаил Местецкий кроят и перекраивают биографию Харламова как им вздумается. Смещают, если надо, события во времени, вводят в его жизнь эпизоды и персонажей, которых в реальности не было. Думаю, вряд ли в своей чебаркульской юности Харламов вместе с напарником Гусевым испытывал себя на тросе, натянутом между высоченными жерлами заводских труб. Не уверен, что сколько-нибудь документален эпизод, когда по приказу тренера Анатолия Тарасова юного Харламова, вставшего на ворота без вратарской амуниции, в упор расстреливают шайбами его товарищи по команде. Отдает сеансом неразоблаченной черной магии один из заключительных эпизодов фильма, когда отстраненный от руководства сборной Тарасов вычерчивает в Москве прутиком на земле комбинации, а на противоположном конце планеты, в Канаде, Харламов, словно повинуясь взмахам дирижерской палочки, забивает свои невероятные голы.

Но все эти натяжки и чрезмерности резали бы глаз в жизнеподобном кино. А в том вихревом, красочном, фантазийном фейерверке, который творит на экране режиссер Николай Лебедев, они смотрятся органической частью прекрасного, героического мифа о великом спортсмене и великой команде — сборной СССР, которая в финале фильма одерживает фантастическую викторию над считавшимися доселе непобедимыми канадскими профи.

Впрочем, это кино не только о спортивных победах. Это фильм о победе Харламова над самим собой — болезненному мальчику (порок сердца, ревмокардит) врачи не разрешали занятия физкультурой. Это фильм о том, как в преодолении житейских невзгод, травм, переломов, ссадин на теле и на сердце выковывался характер главного героя. Характер бойца, стоика, мужчины. Человека кристальной чести, не умеющего лгать, волынить, подличать, подписывать мерзкие письма против своего наставника.

Диалектика взаимоотношений Харламова и Тарасова, мятежного ученика и властного, жесткого, бывающего жестоким тренера, — лучшее, что есть в картине. Молодой, очень одаренный Данила Козловский и опытный мастер Олег Меньшиков, без сомнения, сыграли в этом фильме свои лучшие роли. Первый ради роли Харламова бросил курить, встал на коньки, накачал рельефные бицепсы. Второй впервые в своей биографии сыграл возрастную, внешне невыигрышную, но такую богатую на истинный драматизм роль. А в тандеме в иных сценах они поднимаются до таких психологических прозрений, что невозможно порой удержаться от слез, которые, впрочем, тут же переходят в улыбку восторга.

За последние годы у нас делалось немало попыток создать народное, кассовое кино, начиная с бездарной перелицовки шедевров Рязанова и заканчивая пошлой попыткой представить на экране вместо живого Владимира Высоцкого его силиконовый муляж. «Легенда № 17» — первое на моей памяти подлинно зрительское и при этом высококачественное кино. Если наша публика не пойдет и на этот искренний, лихой, азартный, по-настоящему патриотичный фильм, то это станет приговором не фильму, а публике.

Голоса

Данила Козловский

— Лет с восьми, сознаюсь, я уже активно прогуливал школу. Вместо уроков мы с братьями часто заворачивали во Дворец спорта ЦСКА, и у меня до сих пор в памяти эта картина: ледовая арена, высоко над ней — три гигантских символических свитера, и в центре — свитер с именем «Харламов» и номером «17». Разумеется, я узнал, кто такой Харламов и что он значит для нашего спорта, но думать не думал, что когда-нибудь его сыграю. Когда мне позвонил мой директор и сказал, что прислали сценарий про Харламова, я без особого интереса спросил, кого предлагают играть. Думал: ну, тренера, врача команды или кого-то из друзей-хоккеистов. Он мне в ответ: «Хватит кокетничать — Харламова». Я: «Да?! Присылай скорее». Прочитал на одном дыхании, буквально проглотил — и сразу почувствовал, что больше всего на свете хочу сниматься в этом фильме.

Рейтинг «Труда»

10 великих спортсменов, которые достойны того, чтобы о них сняли фильмы

1. Лариса Латынина, гимнастка, 9-кратная олимпийская чемпионка.

2. Юрий Власов, штангист, олимпийский чемпион, многократный рекордсмен мира.

3. Шаварш Карапетян, многократный чемпион и рекордсмен мира по подводному плаванию. Спас 20 человек из затонувшего автобуса.

4. Владимир Савдунин, трехкратный чемпион СССР по футболу. Во время войны был разведчиком, притаскивал из-за линии фронта языков.

5. Николай Королев, боксер, девятикратный чемпион СССР. Во время войны воевал в тылу врага.

6. Эдуард Стрельцов, футболист, дважды признавался лучшим игроком СССР. Пять лет провел в заключении.

7. Алексей Немов, гимнаст, четырехкратный олимпийский чемпион.

8. Александр Тихонов, биатлонист, четырехкратный олимпийский чемпион.

9. Александр Белов, баскетболист. Автор «золотого» броска финала мюнхенской Олимпиады.

10. Ирина Роднина, фигуристка, трехкратная олимпийская чемпионка.

Л.П. 05 Мая 2013, 00:16
А жена Яшина против...
Л. П. 30 Апреля 2013, 22:05
Саша Зиновьев, президент тебя услышал и дал распоряжение снять художественный фильм о Яшине. Ты счастлив и горд?
Л.П. 25 Апреля 2013, 23:07
Саша Зиновьев, ты не удовольствовался моим ответом и задал вопрос о Яшине президенту. И он даже прозвучал. Браво!
Л.П. 18 Апреля 2013, 15:07
Саша, ты во многом прав.
Александр Зиновьев 18 Апреля 2013, 05:05
Уж, простите Люди добрые, но невольно всплеснулось - Разве Роднина может хоть как-то сравниться с Львом Ивановичем Яшиным. И уж если любимый всеми, и мною, Э. Стрельцов, то в любом разе после Льва Яшина и Игоря Нетто!
И полностью принимаю Юрия Власова - уникальный характером и красотой человек. Кумир настоящий.
И принципиальный вопрос! Страна огромная. В прекрасные годы СССР в кинотеатрах показывали не только Адмирал Ушаков и Чапаев, но и спектакли самых замечательных театров. В которые просто НИКОГДА бы не попал юноша или девушка из Сибири. А вот в кинотеатре ЭТО было Страна росла Культурой! Поэтому НАДО снимать кинофильмы о героях спорта. Но не забывать и других Героев.
И в том числе космоса, сельского героя от поля.



Как предотвратить в будущем массовые расстрелы в учебных заведениях?