Главная Работа Люди 00:40 16 Июня 2017 5198
Пилоты улетают стаями

Летчики массово навострили лыжи за рубеж

Анатолий Журин

А ведь совсем недавно руководство «Аэрофлота» добивалось изменения Воздушного кодекса, чтобы разрешить допуск в кабины наших лайнеров пилотов-иностранцев. Идея, поддержанная Минтрансом, вскоре с треском провалилась. Те иностранцы, кто все-таки решился попытать у нас летного счастья, быстро смотали удочки, столкнувшись с реалиями российских авиакомпаний. А они таковы, что теперь уже наши летчики, прежде всего командиры воздушных судов (КВС), массово навострили лыжи за рубеж.

Если верить официальной статистике, в Азию, преж-де всего в Китай, из России за последние 2,5 года улетели искать счастья более 300 КВС и инструкторов. Еще 400 специалистов в процессе трудоустройства. Так, из печально известной издевательствами над пассажирами «ВИМ-Авиа» ушли 12 командиров, та же картина в S7, «Уральских авиалиниях», авиакомпании «Волга-Днепр» и даже в «Аэрофлоте».

Попытка журналиста «Труда» поговорить откровенно с летчиками на щекотливую тему не удалась. В авиакомпаниях действует драконовский закон, предписывающий персоналу общаться со СМИ только с письменного разрешения руководства — иначе увольнение, волчий билет. И все же кое-что удалось выяснить.

Почему уезжают? Говорят, вернутся, если наши авиационные власти созреют и о своих пилотах начнут заботиться не хуже, чем в тех же азиатских странах — Китае, Индии или Вьетнаме. Как наши находят работу за рубежом? Откликаются на объявления, на предложения, сделанные персонально во время рейсов за рубежи. Президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов уточняет: процесс оформления на летную работу за рубеж длительный, летчик обычно не торопится ставить руководство в известность о своих планах. Нужна справка — сделал, пригласили на тренажер — съездил, на медкомиссию — прошел. Когда все зачеты и документы сдал, пилот продолжает здесь работать, ждет подписания контракта.

Недавно ушедший на заслуженный отдых командир суперджета Владимир Сальников говорит: «А чему удивляться, если у нас на коротких рейсах такой график работы? Вкалываешь шесть дней подряд, потом выходной. Сплошь переработки, сокращенный отдых между полетными сменами: на базе — 12 , вне базы — 10 часов. Норма полетного времени — до 90 часов в месяц. Отпуск — 70 дней в год. А в том же Китае предлагают контракт: шесть недель отработал, три недели отдыхаешь».

Жена ныне работающего в Китае российского пилота (категорически просившая не называть его имени) подтверждает: там зарплата и рабочий график радикально отличаются от нашего в лучшую сторону. И семья отца и мужа чаще видит, и за его здоровье меньше волнуется.

В России считается, что у наших пилотов огромные заработки: у командира — 470 тысяч рублей, у второго пилота — 350 тысяч. Конечно, для нашей страны это немало. Но на мировом рынке такая работа считается вредной и опасной, а потому и оплачивается куда выше: у командира в Корее — до 13 тысяч долларов, а в Китае — до 25 тысяч.

Озабоченность складывающейся на рынке летного труда ситуацией высказывает вице-президент профсоюза летного состава России, экс-командир Ил-62 Альфред Малиновский: «Зачастую сегодня руководство авиакомпании, на балансе которой находятся медики, само определяет медицинскую пригодность летного состава. Летчики же скрывают болячки, чтобы побольше летать и зарабатывать. Кстати, режим у пилотов в советские времена был более щадящим. Полеты ограничивались 60-70 часами в месяц, сейчас же приходится летать по 90 и более часов. И даже при гуманных по современным стандартам условиях смертность летчиков в СССР почти в полтора раза превышала показатель в других профессиях».

Тему подхватывает президент Международного агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников: «Обратите внимание, как ведет себя руководство „Аэрофлота“. Много лет оно конфликтует со своим профсоюзом, требующим справедливого решения проблем летного состава. Бесконечные дрязги, суды. То судились с пилотами, теперь со стюардессами, которые не всегда напоминают дюймовочек. Но за заботой об эстетической стороне не стоит забывать, что в форс-мажорных обстоятельствах именно опытные хозяйки салонов действуют высокопрофессионально и хладнокровно. А у нас, видно, решили проводить в воздухе конкурсы красоты. Годами не решаются проблемы режима и отдыха экипажей, из-за чего те подвержены хронической утомляемости. Не потому ли только в этом году в том же „Аэрофлоте“ увеличилось число грубых посадок — например, в Уфе, Волгограде, Новосибирске...»

Утечка летных кадров из России набирает силу, а министр транспорта Максим Соколов демонстрирует хладнокровие: мол, не волнуйтесь, подготовим новые кадры, у нас хватает учебных профильных заведений. Ему, наверное, не подсказали, сколько времени необходимо, чтобы довести курсанта до КВС. Кто и когда заменит у нас командиров экипажей — большой вопрос.

кстати

В Китае в прошлом году насчитывалось 50,5 тысячи пилотов. По некоторым данным, в ближайшие 20 лет авиакомпании КНР будут нанимать по 5,5 тысячи пилотов в год.

Люди 00:02 / 07 Ноября 2025 4039
«Кручу винты!»

Знакомьтесь: мастер по ремонту фотоаппаратов Виталий Меламед

Андрей Гореловский
Труд
Фото автора

Его небольшая мастерская, будто выставочный зал, увешана снимками известных репортеров и фотохудожников с дарственными надписями авторов. За какие заслуги они их дарили? За очень важные: Виталий Наумович —...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?