Задумывая в 1888 году своих медведей, художник и не подозревал, какая популярность их ждет. Изображение предоставлено Государственным Русским музеем

Ивана Шишкина знают, конечно, все. Точнее, думают, что знают этого замечательного живописца, автора знаменитой картины «Утро в сосновом лесу». А также других преимущественно пейзажных полотен, посвященных родной российской природе, но не только — писал он и горные ландшафты Швейцарии, и окрестности немецкого Дюссельдорфа, и болотистую гряду Нижней Саксонии... А коллеги-современники и вовсе в первую голову почитали его за первоклассного мастера рисунков и литографии. Об этом неожиданном для сегодняшней массовой публики обстоятельстве напомнила уникальная выставка картин, гравюр, рисунков и акварелей Шишкина из фондов Государственного Русского музея, открывшаяся в Корпусе Бенуа.

Предыдущая выставка Шишкина была здесь двенадцать лет назад, но графику она представила в ограниченном масштабе. Сейчас же среди 160 выставленных произведений преобладают именно гравюры и рисунки. Да такие, что в художественном качестве ничуть не уступают знакомым по многочисленным репродукциям холстам «В роще» (1869), «Срубленные березы» (1864), «Вид в окрестностях Петербурга» (1856).

Особенно увлекает часть коллекции, посвященная острову Валаам. Природа там, известно, суровая, северная. Деревьям расти негде, кроме как громадных на камнях, оставленных доисторическим ледником. Но столько красоты и поэзии в этих полуобнаженных скалах, прикрытых одним-двумя деревцами да пучком мха! Кажется, они сами смотрят на меня с шишкинского рисунка, завораживая и мысленно возвращая в давнее моё путешествие вглубь одного из небольших островов того ладожского архипелага, где я, увлекшись, угодила в бурелом, из которого едва смогла потом выбраться. Уж не то ли самое место запечатлено художником в 1859 году?

Он приехал на Валаам с товарищем летом 1858 года. «Местность великолепная, — писал родителям. — Потому что там природа такая разнообразная, дикая и, следственно, трудная». Именно в ту пору были созданы лучшие его «северные» работы, отмеченные признанием публики и большой золотой академической медалью.

«Дубы», 1865. Этюд для картины «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Изображение предоставлено Государственным Русским музеем.  

Позже, освоив литографию, Иван Иванович посвятил архипелагу в Ладожском озере несколько эстампов, ставших классикой жанра. «Если он один из первых в ряду современных русских живописцев пейзажа, то, как гравер-пейзажист — единственный, небывалый в России», — так оценивал труды Шишкина в 1880-е годы художественный критик Андрей Сомов, прослывший у современников «непримиримым» за то, что не прощал небрежности в искусстве, «творчества ради денег».

К слову, это ведь по инициативе Сомова в Петербурге было создано Общество русских аквафортистов (аквафорт — старое название искусства офорта, т.е. гравировки на металле азотной кислотой, или «крепкой водой»), к которому примкнул, несколько охладев к литографии, Иван Шишкин. К моменту создания Общества он был автором уже нескольких пейзажных (а каких же еще?!) офортов и стал единственным из товарищей (Крамской, Ге, Мясоедов, Боголюбов), в чьем творчестве эта техника заняла существенное место. Не случайно его сравнивали с самим Дюрером!

Открытием для посетителей выставки в Корпусе Бенуа стали и рисунки Ивана Ивановича. Рисовал он Крым (Гурзуф, Ай-Петри), природу своей малой Родины — Елабуги... «Природа всегда нова. И всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы!», — часто повторял он, отказываясь от предложений писать портреты. — Заниматься этим (портретами — Л.Б.) не занимаюсь, и не буду заниматься».

Автопортрет, 1854 год. Изображение предоставлено Государственным Русским музеем. 

Не изменил художник своему кредо до конца жизни, увы, не очень долгой — всего 66 лет. «Феномен Шишкина в том, чтобы почти натуралистический вид превращать в законченную картину. Он любовался не сочиненной, а естественной красотой любого уголка природы, будь то полянка с травой, несколько камней или срубленные берёзы. И эта любовь, которую художник вложил в свои работы, передается нам. Без неё не было бы искусства», — резюмирует ведущий научный сотрудник Русского музея, куратор выставки Сергей Кривонденченков.

Экспозиция продлится до 30 августа.