«Труду» стало известно, что школа-студия «ШАР», самая качественная в стране кузница анимационных кадров, может прекратить свое существование. О том, что происходит с нашей анимацией, «Труду» рассказал один из основателей студии «Пилот» и худрук проекта «Смешарики» Анатолий Прохоров.

«Советская анимация была ручной мануфактурой»

— Месяц назад всеми обсуждалась ситуация на студии «Пилот», а сейчас стало известно о новой катастрофе. Лучшее образовательное заведение, школа-студия «ШАР», в сентябре не возобновит свою работу…

— Все это очень печально, что я могу еще сказать.

— Как вообще в России дела с образованием в сфере анимации? Кажется, не очень хорошо?

— Когда говорят, что с образованием нехорошо, то подразумевают, что система образования есть, но имеет недостатки. Здесь ситуация совсем другая. Системы профессионального анимационного образования в стране нет. И разговоры об этом мы с нашими мэтрами ведем уже 20 лет.

— Но ведь в советское время у нас были специалисты. Где-то они учились?

— Советская анимация во главе с замечательным «Союзмультфильмом» — царство ему небесное! — была ручной мануфактурой. Система образования тоже соответствовала этому уровню и форме производства. Мастер набирал себе подмастерьев, и называлось это «курсы художников-мультипликаторов при студии «Союзмультфильм». Раз в несколько лет набирали человек десять и учили на художников-мультипликаторов. И это было очень правильно, поскольку художники-мультипликаторы — это и есть самое главное звено в нашей профессии. Примерно один из десяти аниматоров, работающих в производстве, становился режиссером.

Компьютер не поможет

— Художники-мультипликаторы — кто это и зачем нужны?

— Кино — это 24 кадра в секунду. А для того, чтобы делать анимацию, нужно не 24, а, условно говоря, 18 рисунков на секунду экранного времени. То есть 1080 рисунков в минуту. И эти рисунки должны содержать такую последовательность поз, чтобы при проекции создалась иллюзия движения. Эту работу и делает художник-мультипликатор.

— А компьютер не может заменить мультипликатора?

— Если ты нарисовал один рисунок, потом пропустил второй и нарисовал третий, то компьютер может вычислить так называемую промежуточную фазу. А создание движения — это авторская работа, требующая актерского мастерства. Художник-мультипликатор — это актер-рисовальщик, актер, рисующий персонажа.

— Сколько таких специалистов нужно для полнометражного мультфильма?

— Минимум — 15. Максимум — хорошо бы от 30 до 40.

— И что, после падения «Союзмультфильма» этой профессии нигде не учат?

— К сожалению, многие непоправимые вещи уже произошли. Тот творческий уровень актеров-рисовальщиков, который был на «Союзмультфильме», сегодня безвозвратно утерян. Но, по счастью, сумасшедший труд Татарского — в скобках «Пилота», в том числе и мой труд, — привел к тому, что 1990-е годы мы продержались.

Когда рухнул «Союзмультфильм», стали возникать студии, которые были очень маленькими. Самой большой была студия «Пилот». Но «пилотовских» курсов было недостаточно. Сейчас у нас готовят преимущественно режиссеров-аниматоров. Например, ВГИК, который выпускает каждый год полтора десятка режиссеров, но это все генералы, у которых нет армии.

Даже если представить, что режиссер из ВГИКа отбросит фанаберию и согласится поработать год-другой художником-мультипликатором, то выяснится, что их во ВГИКе так небрежно готовили к базовой профессии, что они профнепригодны.

Напомню ситуацию пятилетней давности, когда в Госкино было запущено около 15 полнометражных анимационных фильмов, даны были государственные деньги и начались общие вопли в индустрии о том, что если собрать всех художников-аниматоров в России, то хорошо, если на два-три полных метра хватит.

Мультики вместо «Жигулей»

— Что же делать?

— Есть вариант, который связан с необходимостью менять в идеологии моногородов профиль трудоустройства людей. В рамках этой программы возникла идея сделать в Тольятти фабрику анимации, которую можно загрузить заказами от ряда студий.

Например, студия «Мельница» уже сказала, что готова разместить там заказы, и студия «Аэроплан» тоже. Но чтобы эта фабрика заработала, как минимум за год до этого должна заработать большая технологизированная школа анимации.

За первые год-полтора нужно подготовить одну-две сотни аниматоров. Это почти столько же, сколько у нас есть в стране на данный момент. Наш проект подан в комиссию Игоря Шувалова — вице-премьера по проблемам моногородов. Он рассматривался, получил некоторое одобрение, и нам сказали, что уже утверждено какое-то первоначальное областное финансирование.

Но пока реальных движений мы не заметили. Мы понимаем, что это будет тяжелый труд, но мы готовы за него взяться, если на это будут государственные деньги.

Резюме

Анатолий Прохоров, кино- и телепродюсер

Родился 17 июля 1948 года в Осло. Учился на физфаке МГУ. Несмотря на степень кандидата физико-математических наук, работал в Комиссии по теории культуры. В 1988 году организовал анимационную студию «Пилот». Читал лекции по теории анимационного кино в университетах США, Голландии и Германии.

Лауреат престижных российских и зарубежных премий. С 2003 года — худрук анимационного проекта «Смешарики».

Вопрос в «скайпе»

Иван Максимов, режиссер-мультипликатор, преподаватель студии «ШАР»

«ТРУД»: Скажи, как там развивается ситуация с «ШАРом»?

IVAN MAXIMOV: 1. Главная проблема — нет лицензии, потому что нет юридического адреса, потому что нет своего помещения, потому что нет средств, потому что Минобразования не может помочь, потому что нет лицензии…

IVAN MAXIMOV: 2. Потенциальные студенты не готовы платить больше 10–12 тысяч в месяц.

IVAN MAXIMOV: 3. Что делаем: сокращаем количество предметов и преподов, ищем дешевое помещение, фонды…

IVAN MAXIMOV: 4. Раньше выживали на бюджетах дебютных фильмов. Минкульт давал денег на 25 минут, теперь обещают на 12 минут только…

«ТРУД»: А кто у вас преподает сейчас?

IVAN MAXIMOV: Никто.

IVAN MAXIMOV: Последнее занятие было в январе.

«ТРУД»: Понятно (((

«ТРУД»: То есть в сентябре вы вряд ли возобновите занятия?

IVAN MAXIMOV: Точно нет.