04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕ ВЕРЮ!

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 16 Октября 2004г.
Не знаю уж на счастье или на беду, но на этот фестиваль пожаловало специальное жюри по театральным премиям ЮНЕСКО. Оно посчитало спектакль "Месяц любви" харьковского театра "Березиль" самым лучшим и вручило скандальному режиссеру Андрею Жолдаку 20 тысяч долларов. Как объяснил руководитель делегации профессор Жорж Баню, премия дается смелым молодым новаторам, способствующим развитию нового театра.

Может быть, для пресыщенных европейцев работа режиссера и является открытием, а, по-моему, это чистейшей воды шарлатанство. Спектакль Жолдака "Месяц любви" не имеет отношения ни к пьесе Тургенева "Месяц в деревне", ни к самому театру. Он сделан вопреки его законам, лишен действия и смысла. Это, скорее, набор живописных картинок с актерами-муляжами, застывшими в красивых позах. Поток таких "кинокадров" можно трактовать как угодно, но это ни к чему не приведет, ибо в них нет режиссерского стержня, идеи, мысли. Спектакль лишен душевного опыта, ради чего зрители и приходят в театр. Так чем здесь можно восторгаться? По мне, лучше сходить в картинную галерею и насладиться живописью, а не смотреть, как мучаются актеры, выступающие в роли "скульптур".
Я все думала: почему они не восстанут против бессмысленного режиссерского диктата? Услышав случайно разговор в автобусе, поняла: им не важно, кого и как играть, ходить по сцене голыми, облитыми золотой краской или висеть вниз головой, главное - ездить на зарубежные фестивали и зарабатывать деньги. Если подобное умиляет Барселону и Мадрид, то так им и надо. Только для нас театр - это не голое (во всех смыслах этого слова) трюкачество и не музей восковых фигур.
Непонятно, как авторитетное жюри не заметило по-настоящему глубоких спектаклей Эймунтаса Някрошюса: "Гамлет", "Макбет", "Отелло"; Камы Гинкаса: "Сны изгнания", "Скрипка Ротшильда", в которых есть и оригинальная форма, и живая душа артистов. Может быть, эти режиссеры показались жюри слишком "архаичными", но почему эти постановки сводят с ума "продвинутую" молодежь?
Почему Баню и его команда отвергли молодого лауреата Госпремии России Анатолия Праудина с мюзиклом "Поющие призраки", сделанным на материале творческой автобиографии Анны Ахматовой, где в качестве персонажей выступают Блок, Маяковский, Мандельштам? Неужели их не увлекли судьбы поэтов Серебряного века, неужели они тоже оказались "стары" для Европы? Но России-то они дороги, и эту любовь мы хотим передать новым поколениям.
Не приглянулся зарубежному жюри и 34-летний Оскарас Коршуновас с его модерновым спектаклем "Ромео и Джульетта", сделанным в стиле молодежной субкультуры. А ведь в нем есть все, чем так гордится нынешний пост-авангард: смешение жанров от высокой трагедии до комических сцен на грани фола. К тому же романтические герои - "выходцы" из нищих хрущевских пятиэтажек, дети заплеванных подворотен, которые заблудились в этом безумном мире и никак не могут понять, почему надо враждовать и предавать.
Спектакль Коршуноваса при всей кажущейся эклектике удивительно честен и прямодушен. Он понятен и театральным гурманам, и людям далеким от искусства. Режиссер играет всевозможными символами, и публика принимает эту игру. Взять хотя бы муку, из которой действующие лица месят тесто, лепят фигурки, а потом ей же посыпают тех, кому суждено погибнуть. В результате конвейер мертвецов с набеленными лицами-масками отправляется на тот свет. Причем выглядит это совсем не страшно, скорее весело, ведь там рай, не то что на земле. В контексте спектакля мука и мука как бы становятся синонимами, они двигают события и раскрывают режиссерский замысел.
После окончания спектакля зрительный зал ревел от восторга, и даже многоопытный Александр Калягин, приехавший на закрытие фестиваля, не выдержав, выбежал на сцену, чтобы поблагодарить литовцев за удивительную постановку.
Жаль, конечно, что представители ЮНЕСКО не прислушались к словам председателя Союза театральных деятелей России, проигнорировали мнение нашей публики. Скорее всего, они ехали в Петербург с готовым решением: вручить театральную премию украинскому режиссеру, поразившему их своими бессмысленными кунштюками. В итоге они бросили перчатку не только русскому театру, но и литовскому, и любому другому, исповедующему жизнь человеческого духа на сцене. Вызов принят, но в этой дуэли победа будет за теми, кому поверит зритель.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников