Накануне выхода третьей части саги «Бой с тенью» корреспондент «Труда» спросил популярного актера, не усугубляют ли подобные ленты атмосферу насилия в обществе. Денис неожиданно признался, что в скором времени ждет появления новой волны российских комедий.

— Денис, вы 16 лет работаете в театре «Табакерка» Олега Табакова. На своем недавнем 25-летнем юбилее труппа выглядела как дружная семья. Но даже в самой дружной семье не обходится без конфликтов.

— Вы правильно сказали: наш театр — это такая большая семья в самом хорошем смысле слова. Почти все актеры — ученики Олега Павловича, и я в том числе. Он нас знает «с пеленок», некоторых — с 14 лет, а сейчас им уже по 50 с лишним. От чего меня Бог уберег, так это от конфликтов. Олег Павлович — очень добрый и проницательный человек. Насколько понимаю, меня в свое время в его глазах подняла моя природная открытость. Была ситуация, когда можно было соврать, обмануть, но я этого не сделал.

— А на съемочной площадке бывали моменты, когда партнер неприятен, но надо перебороть себя и сыграть симпатию?

— У меня была очень сильная неприязнь к одной актрисе. В конце съемок я ей сказал: «И зачем ты здесь, если любишь другое кино? Ты здесь из-за денег, давай будем честными, и я здесь из-за денег». Надо точно понимать, куда ты приходишь зарабатывать деньги, а куда — заниматься творчеством. Если я читаю сценарий и понимаю, что это будет художественное событие, я готов работать за маленький гонорар. А когда артисты сдаются в ситком, надо честно себе признаться: «Да, там каторга, конвейер, но я хочу заработать на квартиру». И зарабатывают — приезжают на съемки с раскладушкой, чтобы не ездить через весь город.

— Ну, а вы такую раскладушку припасли?

— Слава богу, могу пока себе позволить выбирать сценарии, и моя жена работает со мной на проектах. Будет ребенок — даст бог, будем брать его с собой. Хочу быть всегда вместе со своей семьей, пока не осточертеем друг другу.

— Вы недавно снялись в продолжении культового фильма «Бой с тенью». О чем он и где снимался?

— В Москве, Гонконге и Таиланде. Вкратце — фильм о том, как мальчик по имени Артем Колчин вырос и зло опять пришло в его жизнь. Олицетворяет это зло персонаж по имени Вагит, которого играет Андрей Панин. Что касается моего мнения, то я его определил, еще работая в первом фильме. Нет плохих и хороших людей. Вагит — человек с очень сложной судьбой, жизнь жестоко обошлась с ним. А если посмотреть на Артема Колчина по первым двум фильмам, мальчик-то он не очень положительный. На нем висят две смерти, и когда наши замечательные сценаристы работали над продолжением, я очень просил, чтобы зло в финале было наказано и в лице Вагита, и в лице моего героя Артема.

— Ну, допустим, Артема накажут. А что касается Вагита, то такие персонажи, как он, в России непотопляемы.

— У каждого своя правда, и Вагита тоже можно понять. Почему он должен платить за ошибки других только потому, что у него денег больше? У Вагита есть положительные черты — например, он беззаветно любит своего сына. А Артема до ситуаций, в которые он попадает, довели самоуверенность и гордость.

— Часто слышим, будто фильмы такого жанра, как «Бой с тенью», очень сильно влияют на сознание зрителей и провоцируют насилие. Что скажете?

— Если те, кто так говорит, такие умные, пусть попробуют снять, допустим, комедию о войне в Чечне. Мое мнение: кино должно идти в ногу со временем. Конечно, я согласен с тем, что сериал «Бригада» спровоцировал появление в некоторых российских городах подобных криминальных бригад, но умные, думающие люди черпают из фильма прежде всего то положительное, что в нем есть. А там ведь и история любви, дружбы: Но вообще жанр приключенческий, криминальный — это жанр зрелищный, и он никогда не уйдет с экрана. Я не думаю, что волна насилия тесно связана с кинематографом. Хотя, конечно, хочется больше легких комедий. Надеюсь, такое кино будет преобладать в скором времени.

— С актрисой Еленой Пановой вы играете не в одном проекте. Это уже и что-то личное?

— Знакомы мы очень давно, со школы-студии. Елена училась у Олега Николаевича Ефремова, я — у Олега Павловича Табакова. Нам несложно сыграть отношения, хотя ничего такого на самом деле не было. (Смеется.) Когда у актеров что-то бывает в реале, это сложно воспроизвести на экране.

— А откуда вы знаете? Личный опыт? Значит, все-таки что-то с кем-то было?

— Серьезно — ничего. Потому что отношения вне площадки влияют на отношения на площадке. Если возникают какие-то чувства, то появляются нормальные мужские и женские собственнические претензии, и это сильно сказывается на картине, уходит магия и появляется междусобойчик. А это никому не надо.

— Какие женщины вам нравятся? Как относитесь к современным деловым дамам?

— Больше всех мне нравится моя жена. (Смеется.) А к деловым женщинам никак не отношусь. Женщина-политик в России — это странно. Если, допустим, талантливой в прошлом спортсменке хочется сидеть на заседании определенных партий, то у меня сразу возникает вопрос — зачем? Ведь от нее ничего не зависит, ничего не изменится, как бы только хуже не стало. Веселые еще недавно девчонки сейчас стали серьезными бизнес-леди, но они же умные и прекрасно понимают, что в каждой сфере должны быть свои герои — драматические и комедийные. Конечно, достойна уважения как политик Маргарет Тэтчер, хотя, по-моему, ее ненавидела вся Англия. Но свою судьбу я бы с ней никогда не связал. Я часто слышу вслед: «Вот пошел Артем Колчин», но никогда бы не пожелал услышать: «Вон пошел муж своей жены». (Смеется.)

— У вас много поклонниц?

— Есть. С поклонницами я бы тоже никогда не связал свою жизнь. Конечно, много зрительниц ждут после спектакля, я с удовольствием с ними фотографируюсь, если они просят. Слава богу, что они ходят на спектакли, я им за это очень благодарен. Но если хотят услышать мой совет — мужчин никогда не прельщает стояние под окнами. Можно вдохновиться, конечно, примером Элвиса Пресли, который женился в конце концов на своей поклоннице. Но он американец, это совсем другие мозги. У русского мужчины мозги устроены иначе. Моя жена, когда мы познакомились, даже не знала, кто я такой. Она не москвичка, и так получилось, что фильмов с моим участием не видела. Она еще думала, принять или отклонить мою кандидатуру! Вот такими, мне кажется, должны быть женщины.

— Что бы вы пожелали прекрасной половине вашей публики?

— Терпения, сдержанности. Чтобы девушки не становились алчными, склочными, не теряли лицо, ценили бы мужчин не только за материальные подарки. Дороги отношения, где присутствуют любовь и сочувствие. Мужчин надо чаще жалеть и гладить по голове. Дарить подарки, безусловно, нужно, и я снисходительно смотрю на то, что женщины их ждут. Моя жена мне часто говорит: «Я твоя визитная карточка». Отвечаю ей: «А я твоя кредитная». Но представляете: все уже подарено и не о чем больше мечтать? Женщинам сразу станет скучно.

— А вдруг со временем ваша жена сделает карьеру бизнес-леди и о вас будут-таки говорить: «Вон пошел муж своей жены»?

— Если она спросит моего совета, я буду против. Не хочу видеть каждый день хмурое лицо любимой женщины. Бизнес — это такое… (подбирает слово) скользкое понятие. Я вообще, если честно, не понимаю, как можно в России заниматься бизнесом. Как можно заработать большие деньги — и остаться живым. (Смеется.) Как-то снимался на Рублево-Успенском шоссе. Мне показывают дом и говорят: он стоит 4,5 миллиона евро. Скажите мне, где честно занимающий бизнесом российский человек может заработать такие деньги? У нас актеры неплохо зарабатывают, не буду кривить душой. Притом что я полтора десятка лет в профессии, шесть из них активно снимаюсь в картинах с хорошим бюджетом, семья пока небольшая, детей еще нет и не на кого особенно тратить деньги — только сейчас я смог позволить себе купить скромную дачу. К слову, хочу скоро вообще уехать из Москвы и жить там.

— Так устали от столицы?

— Сократил светскую жизнь до минимума. Надо, конечно, появляться на премьерах, ходить на прочие церемонии. Но все эти награждения и фестивали спорны, и часто заранее известно, что кому дадут. Не всегда актерам дают награды за народную любовь.

— Есть у вас любимые режиссеры помимо Олега Табакова?

— Мне нравятся театральные работы Владимира Машкова — вот с кем бы я с удовольствием поработал и пошел как за путеводной звездой. Сам я тоже пытался заняться режиссурой, но сложно вылить сценарий в финансово приемлемую форму. А играть с государством в кредиты я не готов.

Резюме «Труда»

Денис Никифоров, актер

Родился в Москве в 1977 году.

Учился в Школе-студии МХАТ, окончил в 1995-м.

Работает в Московском театре-студии под руководством Олега Табакова.

Снялся в фильмах «Граница. Таежный роман» (2000), «Каменская-2» (2001), «Идиот» (2003), «Есенин» (2005), «Бой с тенью» (2005, 2007, 2011) и других.